Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сравнительная таблица происхождения родоначальников колен. Несколько вариантов очередности.

Теперь об очередности, то есть о том порядке, в котором мы построим колена, когда перейдем к их подробному анализу.

Тора предлагает четыре варианта:

1. Хронологический (кто из родоначальников колен родился первым, кто вторым, кто третьим и т. д.).

2. По матерям.

Порядок рождения[1]

Имя

Мать

Характеристики

1

Реувен

Лея

Абсолютные потомки своей матери; несут в себе суть материнских качеств; их иногда называют «исправленными Эйсавами».

 

2

Шимон

Лея

   

3

Леви

Лея

   

4

Йеуда

Лея

   

5

Дан

Бильха,

служанка Рахели

На детях сказывается преобладающее влияние Рахели.

 

6

Нафтали

Бильха, служанка Рахели

 

7

Гад

Зильпа, служанка Леи

На детях сказывается преобладающее влияние Леи.

 

8

Ашер

Зильпа, служанка Леи

 

9

Иссахар

Лея

Сыновья изменившейся Леи, проделавшей определенный путь от Милосердия в сторону Суда. Она теперь как будто «во втором браке», с согласия Рахели и Яакова.

 

10

Звулун

Лея

 
 

Дина, дочь

Лея

   

11

Йосеф

Рахель

Явные сыновья Рахели. Йосеф сравнивается с быком, царем домашних зверей, — он обуздан, не выходит из борозды (не ведает кривых путей), вся его сила используется на праведные дела; в младшем, Биньямине, помимо качеств, присущих Йосефу, будет также особенно ярко выражен элемент трагичности.

 

12

Биньямин

Рахель (умирает во время родов)

 

3. По занимаемому месту во время переходов по пустыне и по расположению на стоянках.

4. По расселению в Земле Израиля.

Также возможен и еще один вариант:

5. По расселению в Израиле в будущем (Йехезкель, 48).

Два первых варианта мы находим там, где говорится о коленах как части еврейской семьи. Когда же наши предки становятся народом, значение хронологического порядка, в соответствии с которым появились на свет родоначальники колен, и то, кто их матери, утрачивает первостепенное значение; на первый план выступает порядок, существовавший в пустыне. Потом, расселяясь по Стране Обетованной, евреи обретают еще один порядок.

В нашем анализе колена будут рассматриваться по хронологии рождения, по матерям, по месту в стане (в годы странствования по пустыне) и по расселению в Израиле.

И каждый раз, приступая к рассмотрению особенностей того или иного колена, мы будем первым делом останавливаться на имени его родоначальника, поскольку имя в традиции иудаизма имеет огромное (влияющее на судьбу) значение, неся в себе суть и предназначение своего обладателя.

Анатомия мира, анатомия человека

Придется нам сделать еще одно небольшое, но принципиально важное отступление.

Как сказано в главе Берешит, «создал Б-г человека по образу Своему, подобию Своему, и возвестил: “Пусть властвует над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле”» (Берешит 1:26, 27).

Из этого вытекает, что Б-г творил мир по тому же образу, что и человека. Поэтому мы можем пользоваться этим миром. Это соответствие можно обнаружить повсюду: в законах материального мира, в его истории и, конечно же, в самом Пятикнижии. Структуру Торы можно безо всяких натяжек и допущений рассматривать по аналогии с анатомией человека.

Так, книга Берешит, название которой происходит от слова рош (голова), соответствует именно человеческой голове. В этой книге прослеживается такая особенность: если ее персонаж положительный, например, Авраам, несущий монотеизм, то это влияет на всех его потомков. Если он — отрицательный, например Хам, то он плох навсегда, без шанса исправления для его потомства. Если участок в голове поврежден, страдает весь организм. Пример — Африка. В книге Берешит Ноах проклинает Хама. Его потомки населяют Африканский материк. Что бы кто ни делал, что бы в мире ни происходило, Африка остается проклятой. (Это не относится к каждой личности в отдельности, личность имеет абсолютно индивидуальную судьбу и выбор, а народ — нет.)

Книга Шмот соответствует рукам. В ней речь идет о порабощении евреев в Египте, затем об очень важном служении — если мы принимаем Тору, берем ее в свои «руки», — значит, творим благо для себя и для всего мира; если не принимаем ее, «роняем», — вызываем гнев Всевышнего, приводим мир к хаосу, становимся виновными в том, что разбиваются Скрижали; кроме того, руками мы строим Мишкан.

Книга Ваикра («внутренности») рассказывает о службе в Храме. Что делают коэны во время Служения? Сжигают на жертвеннике внутренности жертвенных животных.

Книга Бемидбар — «ноги». Именно так, во множественном числе: в ней две части, как «две ноги». Первая соответствует тем евреям, которые вышли из Египта, но не вошли в Землю Израиля (они наказаны за грех разведчиков, за недоверие к Творцу, страх и нежелание исполнить Его волю — войти в Эрец Исраэль, — и на протяжении сорока лет умирают в пустыне), а вторая часть (или «вторая нога») — принадлежит входящим в Страну Обета и расселяющимся в ней.

Книга Дварим — «ступни». Одна из ее недельных глав называется Экев (пятка).

Интересно отметить, что Десять Заповедей записаны в Торе дважды. Первый раз в книге Шмот, второй — в книге Дварим. Книга Шмот соответствует рукам, Дварим — ступням, и то и другое имеет 10 пальцев.

Соответствие анатомическому строению человека мы находим и в устройстве еврейского народа. Интересно, что первые четыре колена могут быть представлены в виде «головы» (мы остановимся именно на них, поскольку у них эта «анатомия» выражена наиболее явно).

Чем оснащена голова? Глазами — чтобы видеть, ушами — чтобы слышать, носом — чтобы обонять и дышать, ртом — чтобы кусать, ощущать вкус и говорить.

Рассмотрим человека сверху вниз. Что такое колено Реувена, первенца? Слово реу — это повелительное наклонение глагола «смотреть» — «смотрите»; для выполнения такого приказа требуется работа глаз.

Идем дальше. Что у человека второе, расположенное чуть ниже глаз? Шимон — «слушать». Эта задача — для ушей.

Как мы помним, в иудаизме все должно стремиться к золотой середине, с этой точки зрения глаза имеют, пусть не совсем идеальное, но все-таки близкое к идеальному расположение. А уши, увы, нет. Шимону до золотой середины дальше всех. И это поначалу сослужило ему недобрую службу. Потом, со временем, ситуация выправилась — когда наступила эпоха устной Торы, в которой уши важнее, чем глаза. Во времена устной Торы праведники часто будут называться этим именем: Шимон а-Цадик, рабби Шимон Бар Йохай, Шимон бен Зома, Шимон бен Азай…

Итак, о глазах и ушах мы уже сказали. Что же дальше?

Дальше ноздри. Они нужны, чтобы наслаждаться, как сказано в Пятикнижии, «ароматом, приятным Б-гу» — жертвами, приносимыми коэнами — выходцами из колена Леви. Ноздри очень близки к золотой середине, они почти «полноценны». Лишь маленькая перегородка отделяет одну от другой.

Четвертое колено — Йеуда. От слова леодот — благодарить, признавать. Какой инструмент необходим, чтобы благодарить, признаваться и произносить молитву? Конечно же, рот. Рот — символ Йеуды. Это — золотая середина, идеальное расположение. Но во рту также имеются и зубы. Ртом мы восхваляем Всевышнего[2], признаем свои ошибки, но иногда и кусаемся — потомки Йеуды восхваляют Всевышнего, признают ошибки и также воюют.


[1] В таблице указаны имена основателей колен в порядке, указанном Торой (касательно некоторых из них нет полной уверенности, кто родился раньше, а кто позже — на счет этого существуют разные мнения у комментаторов).

[2] Рамбан в комментарии к главе Бо пишет, что целью творения мира было восхваление Творца.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?