Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Авраам установил утреннюю молитву, как сказано: «И встал Авраам утром к месту, где стоял там»

«Сказано: раби Йоси, сын раби Ханины, сказал: молитвы установлены праотцами.»

Авраам установил утреннюю молитву, как сказано: «И встал Авраам утром к месту, где стоял там». А стояние — не что иное, как молитва, как сказано: «И встал Пинхас, и взмолился».

Ицхак установил полуденную молитву, как сказано: «И вышел Ицхак беседовать в поле к вечеру». А беседа — не что иное, как молитва, как сказано: «Молитва бедняка, когда облачится, и перед Г-сподом изольет беседу свою».

Яаков установил вечернюю молитву, как сказано: «И приткнулся (ויפגע) на одно место, и заночевал там». А «приткнуться» (פגיעה) — не что иное, как молитва, как сказано: «Ты же не молись за этот народ и не возноси за них мольбы и просьбы, и не притыкайся (תפגע) ко Мне».

Жизнь праотцов: Шахарит, Минха и Аравит

«И в соответствии с этими изменениями времени праотцы установили молитвы. Авраам установил утреннюю молитву, так как это первое изменение, происходящее каждый день. Ицхак установил послеполуденную молитву, так как это второе изменение каждый день. Яаков установил вечернюю молитву в начале ночи, и это третье изменение в день» (Мабит, Бейт Элоким, Пиркей Шира).

«И каждый установил в соответствии со своим качеством.

Авраам установил молитву Шахарит в начале дня, поскольку Авраам был первым праотцем, и был подобен утру — началу дня, а Всевышний — начало мира.

Ицхак установил молитву Минха, которая произносится после полудня, и она — завершение мира, придание ему совершенства, что известно сведущим в тайной мудрости.

Яаков же, бывший после них, установил молитву Аравит, которая является завершающей, как и качество Яакова. Она указывает на то, что мир находится в руке Всевышнего, и поэтому молитва Аравит произносится ночью, чтобы свидетельствовать о мире, находящемся в руке Всевышнего. Ведь подобно тому, как человек отдает свою душу на хранение Всевышнему ночью, как написано (Псалмы 31): “В руку Твою вручу свой дух”, так и весь мир в руке Всевышнего ночью.

Поэтому-то молитва Аравит соответствует Яакову, ибо Яаков в руке Всевышнего больше других праотцев, ведь его образ высечен на подножии Трона Славы, и поэтому именно Яаков установил вечернюю молитву» (Маараль, Нетив аАвода 3).

Прежде, чем мы исследуем глубинные корни этих вещей, опишем параллели между жизнью трех патриархов и тремя изменениями в течение суток — в соответствии с сутью этих трех изменений, соответствующих трем качествам — Хесед, Дин и Рахамим (Милость, Суд и Милосердие).

«И был Авраам подобен утру»

После мглы предыдущих поколений, которые были погружены в идолопоклонство и другие виды духовной нечистоты, «мир шел своим чередом по этому пути, пока не родился столп мира — наш праотец Авраам» (Рамбам, Законы идолопоклонства). И как занимающийся рассвет, восстающий в свете Хеседа (Милости), того же Хеседа, который проявился в сотворении мира («мир построится милостью»), так жизни Авраама прошла под знаком «рассказывать о милости Твоей по утрам». «Вот порождения неба и земли при сотворении их (בהבראם)». Это слово состоит из тех же букв, что и אברהם (Авраам). Его жизнь излучает благодеяние и совершенство от Высшей Милости (Хеседа).

«Дал Б-г Аврааму этот мир» (ШмотШмот раба 15). «Собрались все идолопоклонники, и срубили кедры, и сделали большое возвышение, и посадили Авраама на него. И прославляли его, и говорили ему: ты царь над нами, ты князь над нами, ты бог над нами» (Берешит раба 43). «И ответили ему: мы не считаем тебя пришельцем и поселенцем, но ты — царь! Б-г поставил тебя царем над нами, и мы и наша земля — рабы тебе! Возьми любое кладбище, которое пожелаешь, и похорони умершую свою» (Рамбан, Берешит 23).

«Все любили Авраама, поскольку он делал добро всем людям. Качеством Авраама было творить людям милость и благо. И такой человек, несомненно, будет любим всеми за свое поведение. Поэтому и сказали ему: “Князь Б-га ты среди нас!” И сказано еще: “Долина согласия, это царская долина”, поскольку согласились все жители мира и сделали Авраама царем. И не силой он воцарился над ними, а лишь тем, что был любим и принят всеми людьми». (Маараль, Нетив аАвода 18).

Качество Хесед (Милость), к которому приобщился Авраам, привело к таким результатам. Как объясняет Маараль в Натив аХесед (гл.3): «Когда человек делает милость, он несомненно достоин воздаяния… и это — мера за меру… ибо, поскольку он достоин воздаяния блага, и потому следует, чтобы Всевышний Сам дал ему благо… и еще: когда он делает добро другому, Всевышний тоже воздает ему изобилие добра и милости. Подобно маленькому протоку, который вытекает из великой и бесконечной реки: если из протока вытекает немного воды в яму, которая находится рядом, из большой реки немедленно выходит вода и возмещает недостающую воду в протоке. Так, когда добродетельный человек, прилепившийся к благу Всевышнего, воздает добро другому, тогда Всевышний Сам возвращает ему благо, которое тот потратил».

Тот, кто привязан к качеству Милости и воздает благо другим людям, всегда связан с благословением и умножением. Это заложено в самой сути качества Хесед (милости). Данное качество раскрывается сотворенным существам уже в самом приведении мира к существованию — «мир милостью будет построен». И здесь нет уменьшения и ограничения. Наоборот, качество, царящее в данном месте, — это управление преумножения и воздействия Хеседа, которое проистекает из источника Бесконечного. «И изолью на вас благословение беспредельное». В источнике благословения не правит ограничение. Не только в качестве аллегории Маараль уподобляет это протоку, истекающему из большой реки. Нам известно, что из качества Хеседа ступенчато развивается сотворение воды, суть которой — преумножение жизни и взращивание изобилия благословения в мире. Мы еще будем говорить об этом.

Авраам был похоронен в доброй старости, пресыщенный днями. Он не увидел, как его внук пошел по плохой дороге. Сын Авраама, Ишмаэль, раскаялся в конце его жизни. «Всевышний благословил его в старости больше, чем в молодости».

Авраам установил утреннюю молитву. Это молитва произносится во «время благоволения для всех, чтобы воздать благо всему миру».


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?