Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Для определения точного времени окончания субботы лучше всего обратиться к сведущему человеку или свериться с местным еврейским календарем

Конец дня

§ Суббота кончается не с заходом солнца, а с появлением первых звезд. Ночь наступает, когда на небе видны хотя бы три звезды. Однако прямые наблюдения давно уже вытеснены астрометрическими расчетами.

Период между заходом солнца и наступлением темноты (сумерки) по традиции не считается ни днем, ни ночью. Это «неопределенное» время, называемое на иврите бейн ашмашот — «между светилами», присоединяют к субботе, дабы избежать возможного ее нарушения. По тем же соображениям и сумерки в пятницу вечером также относят к субботе.

§ Длительность сумерек зависит от географической широты местности. На экваторе темнота наступает почти мгновенно и так же стремительно восходит солнце, но с увеличением расстояния от экватора время бейн ашмашот увеличивается: на широте Иерусалима сумерки продолжаются около двадцати минут, а на широте Нью-Йорка, например, —тридцать-сорок.

Для определения точного времени окончания субботы лучше всего обратиться к сведущему человеку или свериться с местным еврейским календарем.

«Авдала»

§ Наступление субботы знаменуется «Кидушем», а завершает ее «Авдала», что значит «отделение», «разделение». Этот обряд проводят после вечерней молитвы, «Маарива», в синагоге или дома. Заключается он в произнесении особого благословения над вином или другим напитком и над ароматными травами при свете многофитильной свечи. Символическое значение ароматных трав состоит в том, что их приятный запах, по мнению мудрецов, более услаждающий душу, чем тело, является частичной компенсацией за утрату «дополнительной души», покидающей нас с завершением субботы. Что касается света, то поскольку огонь не разрешается зажигать в субботу, употребить его впервые после ее завершения следует лишь в религиозных целях. Зажигание свечи символизирует также первый акт Творения, знаменовавший первый день недели, когда Всевышний сказал: «Да будет свет!»

§ Если нет вина, его можно заменить другими напитками, например, пивом, ликером, водкой, соком.

§ Специальные наборы ароматных трав для «Авдалы» продаются в еврейских магазинах религиозных принадлежностей. Их обычно держат в красивых коробочках из серебра, бронзы, хромированной стали или дерева.

§ Для «Авдалы» требуется особая витая свеча с несколькими фитилями. Если приобрести ее не удалось, можно использовать две обычные свечи, соединив их фитили в виде перевернутой латинской буквы V так, чтобы пламя сливалось, образуя подобие факела. Во время чтения «Адалы» свечу обычно дают держать ребенку.

§ Глава семьи наполняет кубок вином (или другим напитком), зажигает свечу и, подняв кубок правой рукой, произносит:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ПЛОДЫ ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ [ПО ВОЛЕ КОТОРОГО СУЩЕСТВУЕТ ВСЕ] !

§ Затем глава семьи берет коробочку с благовониями и говорит:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ. Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОЗДАВШИЙ РАЗЛИЧНЫЕ БЛАГОВОНИЯ!

Все нюхают травы в коробочке, передавая ее друг другу.

§ Теперь, повернувшись лицом к свече, глава семьи говорит:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ СВЕТ1

Под светом свечи все осматривают руки (по крайней мере правую), тем самым немедленно «используя» этот свет, чтобы благословение не прозвучало даром (браха леватала).

§ Затем глава семьи снова поднимает кубок и говорит:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ. ОТДЕЛЯЮЩИЙ БУДНИЧНОЕ ОТ СВЯТОГО. СВЕТ ОТ ТЬМЫ,

ИЗРАИЛЬ ОТ ДРУГИХ НАРОДОВ, СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ОТ ШЕСТИ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ) БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ОТДЕЛЯЮЩИЙ БУДНИЧНОЕ ОТ СВЯТОГ

§ Это — главные, важнейшие части «Авдалы». Кроме них, перед благословением над вином обычно произносят несколько стихов из Танаха, начинающихся словами «Гинэ Эль йешуати…». Знающие иврит должны включить в «Авдалу» также и эти стихи.

§ Если в семье нет взрослого мужчины, «Авдалу» делает женщина.

§ Если женщину сразу же после окончания субботы ждут неотложные дела и она не участвовала в церемонии «Авдалы», она может произнести краткое благословение:

БЛАГОСЛОВЕН ОТДЕЛЯЮЩИЙ БУДНИЧНОЕ ОТ СВЯТОГО!

С этого момента суббота для нее формально кончается.

Читайте обзор по теме Авдала — проводы Субботы


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?