Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рамбам подвергся суровой критике со стороны некоторых авторитетных мудрецов.

В теории и на практике

Еще при жизни Рамбам подвергся суровой критике со стороны некоторых авторитетных мудрецов. После его смерти еврейство Испании и Прованса разделилось на два лагеря: учеников и последователей Рамбама (маймонов) и его противников. В основном возражения вызывали его мировоззренческие взгляды, изложенные в Книге знания (часть Мишнэ Тора) и в Морэ нэвухим. Оппоненты Рамбама опасались, что его идеи в той форме, в какой они изложены в этих книгах, могут спровоцировать пренебрежение к соблюдению заповедей. Маймоны же утверждали, что эти опасения неоправданны.

Некоторые раввины считали, что следует ограничиться изучением Танаха и Талмуда, не растрачивая время и силы на философию и науки. Легкость, с которой определенная часть образованных евреев воспринимала идеи эллинско-арабской философии, свидетельствует, что их опасения не были лишены основания. Свое вольномыслие эти евреи прикрывали именем Рамбама. Обнаружив распространение этой разрушительной тенденции, раввины запретили изучать книгу Морэ нэвухим.

Борьба разгорелась, когда рав города Монпелье раби Шломо и раби Йона из Героны в Северной Испании запретили книги Рамбама. Узнав о запрете, мудрецы Прованса выступили с отлучением раби Шломо и раби Йоны, которые обратились за поддержкой к мудрецам Северной Франции. Те, в свою очередь, выступили против наследия Рамбама, запретили его книги и отлучили его последователей.

Раскол

Еврейский мир раскололся. Главы общины Сарагосы и части других общин были против экстремизма раби Шломо и его последователей. Однако раби Меир Абулафия и некоторые видные мудрецы Испании поддержали раби Шломо и называли маймонов осквернителями Торы.

Хотя выдающиеся еврейские мыслители обоих лагерей считали эту борьбу святой, находились мудрецы, пытавшиеся примирить враждующие стороны. Престарелый раби Давид Кимхи (Радак) из Нарбоны отравился в Испанию на защиту маймонов, но не преуспел. Выдающийся раби Моше бен Нахман (Рамбан), исключительный знаток Торы и крупнейший авторитет своего времени, просил французских мудрецов отменить запрет на Книгу знания, писал им о величии Рамбама, объяснял положительное влияние книг Рамбама на образование и воспитание еврейского юношества. Он предлагал устроить обсуждение книги Морэ нэвухим, но это предложение осталось нереализованным.

Враги

Пламя ненависти вырвалось за пределы еврейского мира. Некоторые распалившиеся люди обратились к монахам-доминиканцам за помощью против маймонов и оклеветали Морэ нэвухим как антиеврейскую и антихристианскую книгу. Доминиканцы с удовольствием кинулись обыскивать еврейские дома в Монпелье и Париже, конфискуя книги Рамбама и сжигая их на городских улицах (4994/1233). Монахи вошли во вкус и в 5002 (1242) году устроили в Париже знаменитое сожжение Талмуда. Книжные аутодафе привели в ужас даже отчаянных противников Рамбама. И раби Шломо, и раби Йона, возглавлявшие их ряды, осознали всю пагубность этого спора.

Полный раскаяния раби Йона переезжал из города в город, выступал в синагогах и объявлял: «Я согрешил перед Всевышним и перед нашим учителем раби Моше бон Маймоном!» Во всех своих выступлениях он цитировал Рамбама и говорил: «Учитель наш раби Моше писал так, и мы не опровергаем его мнение». В тот же период он написал классические работы о тшуве (раскаянии): Шаарей тшува, Йесод атшува и Игерэт атшува. Раби Иона дал обет добраться до Эрец Исраэль и покаяться на могиле Рамбама, но не сумел исполнить его. Евреи общин Барселоны и Толедо в Испании, через которую пролегал его путь, уговорили его задержаться ненадолго, чтобы учить их Торе.

Вскоре в Толедо он был сбит ломовой лошадью. Перед смертью он сказал своим ученикам, что наказание постигло его за задержку в исполнении обета, ибо велика мера греха.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?