Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Родители, обнаружившие, что их ребенок начинает отставать в какой-либо сфере, должны немедленно приступить к активной воспитательной работе.

На этой стадии, после того, как высказанные нами положения подтверждены достаточно выразительными примерами, мы вправе, пожалуй, подвести некоторые предварительные итоги. Приведенные выше примеры показывают, что ощущения, постоянно возникающие в связи с какой-либо конкретной деятельностью, остаются в душе надолго. Это верно и в отношении ситуаций, когда, по здравом рассуждении, мы понимаем, что эта связь чисто случайна и не имеет ничего общего с сутью самой деятельности. Данное явление определяется как условная связь и означает, что в душе человека выработалась устойчивая ассоциация определенной деятельности с сопутствующей ей эмоцией. Педагог, добивающийся, чтобы его работа вызывала положительные эмоции у учеников, дает воспитанникам возможность получать удовольствие от процесса их воспитания. Обратное действие — вырабатывание отрицательных эмоций — порождает отрицательную условную связь.

Из-за постоянной спешки, забот о пропитании, непрерывных бытовых хлопот родители обычно спохватываются и вспоминают, что в круг их обязанностей входит и воспитание детей, лишь тоща, когда обнаруживают, что с детьми что-то неладно. А отсутствие специальных знаний и навыков приводит к тому, что их воспитательная «деятельность» сводится к наказаниям, окрикам, принуждению (ниже мы поговорим об этом особо). Следует осознавать, что все это никоим образом не может заменить подлинное воспитание. Если большинство переживаний воспитуемого, связанных с соблюдением заповедей и изучением Торы (или, по крайней мере, с его борьбой с самим собой по этому поводу), будет окружено такой атмосферой, то совершенно очевидно, что она породит весьма и весьма отрицательные условные связи.

Какие средства мы предоставили ребенку для борьбы за собственное духовное будущее? Перед каким выбором он поставлен? С одной стороны — улица с морем ее соблазнов и бурными страстями. С другой стороны — жизнь Торы, ассоциирующаяся у него с бесконечными ограничениями, запретами и аскезой. Что делать ребенку, чтобы уберечься от греха? Как мы можем ожидать от него, чтобы он стал подлинным рабом Господа и провел всю свою жизнь в атмосфере творческого наслаждения и духовного подъема? Вправе ли мы ждать от него, чтобы он продвигался дальше, опираясь лишь на собственные силы? Мы должны быть довольны, если он, в силу привычки, сохранит ту малость, которой научился, и будет соблюдать хотя бы «необходимый минимум заповедей». И даже если мы и этого не удостоимся и ребенок примкнет в конце концов к стану заблудших и отступников, то вправе ли мы осуждать его?

Как-то раз несколько педагогов собрались, чтобы обсудить проблему отступников. И один из самых умудренных опытом так очертил абсурдность ситуации: Подчас мне кажется, что лучший совет, который я могу дать родителям, это — «прекратите воспитывать!» Могу сказать со всей определенностью: реакция отторжения вырабатывается у детей именно на то, над чем родители особенно «потрудились». При встречах с родителями я постоянно слышу одну и ту же жалобу: «Но ведь именно в это мы вложили столько сил, так старались! Как же получилось, что именно здесь он нас так разочаровал?»

Сказанное выше наглядно поясняет это трагическое противоречие. Когда родители говорят о своих педагогических усилиях, они, как правило, имеют в виду свою реакцию на неудачи детей. Крайне редко (если такое встречается вообще) родители проявляют инициативу в деле воспитания. В огромном большинстве случаев их воспитательная работа является реакцией на те или иные поступки детей. И, как правило, речь тут может идти не о педагогической деятельности (такой, как мы ее определили), а лишь о наказаниях, принуждении, окриках, порождающих лишь отрицательную условную связь.

К этому надо добавить, что чем с большими трудностями в какой-либо области воспитуемый сталкивается, тем более сильный комплекс неполноценности это у него порождает. Таково правило: чем серьезнее препятствие, тем вероятнее провал, чем крупнее провал, тем сильнее порожденный им комплекс неполноценности.

Все вышеперечисленное раскрывает перед нами природу обсуждаемого явления. Для нас должно быть очевидно, что отрицательные условные связи заметно снижают шансы воспитуемого справиться с трудностями именно там, где это наиболее необходимо, где у него обозначилось слабое место и где от него как раз требуется особое старание и вера в свои силы.

Так что же делать?

Прежде всего — родители, обнаружившие, что их ребенок начинает отставать в какой-либо сфере, должны немедленно приступить к активной воспитательной работе. Воспитательная работа — это, как мы уже говорили, работа, вызывающая у воспитуемого положительные эмоции. Родители просто обязаны найти способы вызвать у ребенка положительную условную связь именно с той деятельностью, где у него возникли проблемы.

Можно, например, прибегнуть к материальному стимулированию. Но это лишь начало пути. Такой метод способен пробудить у воспитуемого желание преодолеть себя, но он непременно должен быть дополнен созданием у воспитуемого положительной условной связи. Без этого велика вероятность, что ребенок не осознает важности правильного поведения самого по себе. Кроме того, существует опасность, что по окончании «мероприятия» материального стимулирования все вернется на круги своя.

Очевидно, что главное средство создания положительной условной связи, — это моральная поддержка, одобрение.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?