Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В особо возвышенные минуты человек может отметить, что его душа недостаточно стойка, чтоб выдержать испытания, но все это приходит лишь задним числом

Сколько раз человек убеждался, что, как невозможно соединить огонь и воду в одном сосуде, так невозможно сочетать в верующем сердце любовь к Торе с любовью к этому миру с его светской жизнью. Тем не менее, как только в воображении склеиваются две взаимоисключающие идеи, между которыми человек шатается, он тут же забывает все, в чем уже разобрался, и верит, что сможет добиться всего одновременно. В стенах дома учения он решает ограничиться малым в вопросах материальных, устремившись лишь к четырем локтям еврейского закона. Здесь, внутри, он еще может себя контролировать. Но за пределами дома учения, вкусив временных прелестей этого мира, человек меняет свою позицию, полагая, что может выдержать и одно, и другое. И это — признак слабости ума, потерявшего ощущение противоречия, что является исходной точкой всех грехов и причиной всего, достойного порицания. Так человек уподобляется дереву, преждевременно теряющему свои плоды.

Существует два вида заблуждений. Бывают заблуждения крупные. Например, человек спутал запад с востоком и, желая попасть на восток, пошел на запад. В этом случае он буквально с каждым шагом отдаляется от заданной цели. А бывают и мелкие заблуждения. Человек хотел пойти на восток и направился туда. Но была темная ночь, метель, и его повозка всю ночь кружилась на одном месте. Получается, что человек вроде бы и ехал, но никуда по-настоящему не отъехал, блуждая вкруг одного и того же места. Хотя подобное заблуждение не столь ужасно, как первое, все же и в этом случае все усилия человека оказываются бесплодными и тщетными.

Так и в вопросах самосовершенствования. Есть такие, кто начинают грешить раз, два, опускаясь все ниже и ниже, пока не падают в пропасть. А есть такие, чья душа, в принципе, желает добра, которые отличаются требовательностью к себе, но при этом никуда не продвигаются. Проблема в том, что их решение непрочно. Они его принимают, но не выполняют. Другими словами, кружат вокруг одного и того же места, никуда с него по-настоящему не сдвигаясь, поскольку им не хватает чувствительности к противоречиям. Не этот случай описан в книге Обязанности сердец[1], когда персидский маг сказал человеку, что его действия противоречат его словам, и тот сразу принял это и вернулся на родину. Все потому, что он прочувствовал противоречие.

Не таков тот, кто не стремится к истинному исправлению своих недостатков. Он может и изучать труды по еврейской этике, и соглашаться с условиями, необходимыми для исправления своих недостатков, но без стремления к истине результатами его усилий остаются лишь отвлеченные логические умозаключения. Поэтому, когда дело дойдет до действия, такой человек оставляет все признанные им самим условия и делает все, что ему заблагорассудится.

В особо возвышенные минуты он может отметить, что его душа недостаточно стойка, чтоб выдержать испытания, но все это приходит лишь задним числом, уже после падения, когда человек мучается угрызениями совести за содеянное. Однако пройдет какое-то время, и все возвращается на круги своя. Природа берет свое, и человек вновь начинает играть с огнем, и в момент самого испытания забывает обо всех взятых на себя оградах и ограничениях и уговаривает себя, что сейчас он проявит всю крепость своего характера. В душе он, может, и сознает, что испытания ему не выдержать, и все же подобный самообман позволяет ему предстать перед испытанием без лишних душевных сомнений и смятений. Притом, что свою ошибку он сразу замечает. Т.е. хоть его разум и слаб, но при желании он мог бы его укрепить, Если бы только захотел внимательней относиться к себе, контролировать себя и отбросить свойственное ему легкомыслие.

Еще одна болезнь духа: когда человек не может держать свой язык за зубами. Он безрассудно делится всеми своими мыслями и знаниями с окружающими, нанося этим вред и себе, и другим. Так, распространение вслух своих и даже чужих достоинств или недостатков в должном месте, в должное время и нужному человеку может принести пользу. Недаром говорится, что «зависть книжников умножает мудрость». С другой стороны, порицание недостатков приводит к отдалению от них. Но в неподходящее время и не в нужной мере то же самое может привести к многочисленным нежелательным последствиям. Поэтому тут каждый раз необходимо все серьезно обдумывать и взвешивать, тогда как поспешность в этом вопросе — великое зло. Но есть люди, неспособные заставить себя во время остановиться, будто они одержимы каким-то бесом, который тянет их за язык, побуждая безрассудно делиться любой информацией без лишних раздумий и размышлений.


[1] Обязанности сердец, глава Об уповании.

С любезного разрешения главного раввина Литвы, р. Хаима Бурштейна

Читайте также: тема Духовное развитие человека


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?