Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Первые евреи стали заселять Пиренейский полуостров после разрушения II Храма.

В ранний период

Предполагают, что первые евреи стали заселять Пиренейский полуостров после разрушения II Храма. Однако возможно, что к тому времени здесь уже существовали еврейские поселения. К сожалению, сегодня мы не располагаем точными сведениями на этот счет.

Во времена танаев (составителей Мишны), когда на полуостров распространялась власть Рима, отношение остальных жителей Испании к евреям было довольно благожелательным. Нередко христиане-земледельцы просили раввинов благословить их поля. Естественно, христианские священники были недовольны этим.

С усилением влияния католической церкви во всей Римской империи положение евреев стало ухудшаться.

На исходе Великого Переселения Народов на Пиренейский полуостров с севера пришли племена вестготов, которые в ходе длительных войн друг с другом и с римлянами постепенно овладели всей страной. Вестготы были арианами, а не католиками, т. е. последователями священника Ариуса из Александрии, по мнению которого Ешу был только человеком. Не считаясь с ненавистью католиков к евреям, они уравняли тех в правах со всеми жителями страны.

Но в 4349 (589) году король Рэкарэд принял католичество и по требованию церкви ввел ряд дискриминационных антиеврейских законов. Евреям было запрещено занимать общественные должности, читать псалмы при погребении, а также владеть рабами-христианами.

Душа и имущество

Какое-то время феодалы-вестготы противились этим постановлениям. Не все короли, вступавшие на испанский престол после Рэкарэда, соблюдали принятые им законы.

Через четырнадцать лет король Сисибут повелел всем евреям принять христианство или покинуть страну. Многие вынуждены были пойти на формальное крещение, надеясь со временем вернуться к иудаизму. Но немало евреев осталось верным Торе. Дороги Испании наполнились изгнанниками.

Новые христиане иногда преуспевали, но большинство очень страдало. Священники внимательно следили за их образом жизни: что они делают в субботу, едят ли свинину… У них отбирали сыновей и помещали их в монастыри. Король Эшка предоставил все гражданские права тем вероотступникам, которые ели свинину и изучали христианскую литературу. Не в первый и не в последний раз свинина превратилась в мерило еврейской лояльности.

Почти сто лет евреи находились в ужасном положении между жизнью и смертью. Они потеряли большую часть имущества. Им запретили вести торговлю с христианами, запретили даже приближаться к морскому побережью. Все было направлено на то, чтобы заставить евреев изменить своим убеждениям, но, когда король убедился, что все попытки повлиять на них оказались напрасными, а также узнал, что евреи, бежавшие в Африку, помогают арабам готовиться к сражениям с христианами, он приказал поработить всех евреев Испании и отобрать у них детей старше шести лет.

Христиане получили в подарок евреев рабов и рабынь (4454/694) и должны были следить за соблюдением ими законов католической церкви. Хотя не все феодалы поддерживали жестокое отношение к евреям, и некоторые даже спасали их от указов короля и от священников, участь большинства порабощенных была ужасной.

Но «…не спит и не дремлет Страж Израиля»… «Их горю Он сочувствует, и Его посланник спасает их.»

Королевство злодеев распалось. Короли вели войны со своими феодалами, и последние обратились за помощью к арабским правителям Африки. По приказу одного из правителей арабский полководец Тарик перешел через пролив, названный впоследствии его именем — Джабар-аль-Тарик (Гибралтар). У города Хэрэс он разбил войско короля вестготов Родэрика (4471/711).

Один за другим города Испании сдавались арабам. За короткое время мусульмане захватили страну.

Евреи приветствовали арабов как своих спасителей и оказывали им всяческую поддержку. Мусульманские правители некоторое время довольно благосклонно относились к евреям. Всем жителям страны была предоставлена полная свобода вероисповедания, и насильно обращенные в христианство смогли вернуться к религии своих отцов.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?