Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
запрещение оставлять человека в смертельной опасности; запрещение оставлять источники повышенной опасности; запрещение подводить друг друга недобросовестными советами.

296-я заповедь – запрещение принимать выкуп за совершившего неумышленного убийство, чтобы освободить его от изгнания. Но он обязательно должен быть изгнан. Ашем, да будет Он превознесен, сказал: “Не берите выкупа за бежавшего в город-убежище, чтобы возвратиться ему на жительство в страну...” (там же 35:32).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Ктубот (37б).

 

 

 

297-я заповедь – запрещение оставлять человека из народа Израиля в смертельной опасности, на краю гибели, если в наших силах спасти его. Например, он тонет, а мы умеем плавать и можем спасти его, или иноземец хочет убить его, а мы можем расстроить преступный замысел и предотвратить убийство, – в таких случаях нам запрещено уклоняться от оказания ближнему спасительной помощи. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не стой над кровью ближнего своего” (Ваикра 19:16).

И сказали мудрецы, что этот запрет распространяется также на того, кто отказывается дать свидетельские показания – ведь он видел, как ближнему был нанесен ущерб, и он в состоянии способствовать возмещению этого ущерба, предоставив правдивые показания. И Тора говорит по этому поводу: “...Человек, который... был свидетелем, видел или знал, но не сообщил, понесет на себе вину” (там же 5:1).

В Сифре (Кедошим) объясняется: “Откуда известно, что если ты явился свидетелем преступления, у тебя нет права молчать об этом? Тора говорит: “Не стой над кровью ближнего своего”. А откуда известно, что, когда ты видишь тонущего в реке и когда ты видишь, как на человека напали разбойники или дикий зверь, ты обязан спасать его? Тора говорит: “Не стой над кровью ближнего своего”. А откуда известно, что, когда преследователь собирается убить человека, ты обязан спасать преследуемого, и даже ценой жизни преследователя? Тора говорит: “Не стой над кровью ближнего своего”.    

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Санхедрин (73а-74а).

 

 

 

298-я заповедь – запрещение оставлять в наших поселениях и в наших домах  любые источники повышенной опасности, представляющие угрозу человеческой жизни или здоровью. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Когда будешь строить новый дом, то сделай перила на своей кровле, чтобы не упал с него кто-нибудьи не наводи крови на свой дом” (Дварим 22:8). А в Сифри (Ки теце) сказано: “Сделай перила на своей кровле” – заповедь “Делай”, “...и не наводи  крови на свой дом” – заповедь “Не делай”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в начале трактата Шекалим, входящего в Иерусалимский Талмуд, а также в нескольких местах раздела Незикин (Бава кама 15б, 46а и др.).

 

 

 

299-я заповедь – запрещение подводить друг друга недобросовестными советами. Например, когда у тебя спрашивают совета по вопросу, в котором спрашивающий не разбирается, тебе запрещено вводить его в заблуждение и обманывать. Но ты должен указать ему путь, который, по твоему мнению, является наиболее верным и прямым. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Перед слепым не клади препятствия” (Ваикра 19:14). В Сифре (Кедошим) объясняется: “Перед тем, кто “слеп” в данном деле – если он просит у тебя совета, не давай неподходящий совет”.

И сказали мудрецы, что этот запрет распространяется также на того, кто подталкивает человека к греху или способствует ему в совершении преступления. Ведь он помогает совершить грех человеку, ослепленному своим вожделением. И поэтому сказали мудрецы, что и тот, кто ссужает под проценты, и тот, кто берет в долг под проценты, – оба преступают запрет “Перед слепым не клади препятствия” (НД 237): ведь каждый из них делает для другого совершение преступления возможным, и они помогают друг другу согрешить. И во многих подобных случаях мудрецы говорят: «преступил запрет “Перед слепым не клади препятствия”».

Но основное значение этого запрета – то, что мы упомянули вначале.

 

 

 

Трехсотая заповедь – запрещение судье назначать, а судебному исполнителю наносить такие удары бичом, которые могут привести к смерти грешника. Согласно устной традиции, максимальное количество ударов, которое может быть назначено, – “сорок без одного”. Но в каждом конкретном случае количество ударов назначается в соответствии с тем, сколько наказуемый сможет выдержать, учитывая его возраст, темперамент и телосложение. Если приговоренный может выдержать максимальное количество ударов, то ему наносятся все 39; а если он не в состоянии выдержать 39, то его бьют столько раз, сколько он сможет выдержать – но он должен получить не меньше трех ударов.

Ашем, да будет Он превознесен, сказал: “Если нечестивец заслужил побои, то пусть прикажет судья положить его и бить его при себе, смотря по вине его, по счету” (Дварим 25:2). Максимальное количество ударов – “сорок без одного”, и судебному исполнителю запрещено добавлять даже один удар к тому количеству, которое, по мнению судьи, наказуемый может выдержать. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “До сорока ударов можно дать ему, не добавляй...” (там же 25:3).

В Сифри (Ки теце) объясняется: “Если судебный исполнитель добавляет хотя бы один удар, он нарушает заповедь “Не делай”. Однако из этих слов Торы мы видим, что нельзя добавлять, начиная от сорока ударов – откуда известно, что нельзя добавлять к любому числу ударов, назначенному судом? Тора говорит (там же): “...Не добавляй; а если добавишь к этому лишний удар, то будет унижен твой брат у тебя на глазах”.

И этой же заповедью запрещено бить любого еврея – ведь, если уж нам запрещено наносить лишний удар грешнику, приговоренному судом к наказанию, то тем более нельзя бить остальных людей! А мудрецы запретили замахиваться на другого еврея, даже не нанося удара. Сказали мудрецы (Санхедрин 58б): “Каждый, кто поднимает руку на другого еврея, называется нечестивцем, как написано: “И вышел он (Моше) на другой день, и вот, два еврея ссорятся; и сказал он нечестивцу: Зачем тебе бить ближнего своего?!” (Шмот 2:13).

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?