Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как необходимо почитать шабат в ходьбе, так из уважения к шабату необходимо избегать занятия будничными делами

Мудрецы ввели постановления, запрещающие некоторые действия, поскольку нет в них почитания шабата. Они обосновали это решение словами пророков, как написано в Йешае там, где он говорит о шабате (гл. 58): «И почитай его, не ходя своими путями, не занимаясь своими делами и не говоря о них». Наши Мудрецы объяснили этот стих следующим образом: «И почитай его, не ходя своими путями…» — чтобы наша походка в шабат не была такой же, как в будни; «…не занимаясь своими делами…» — твои дела запрещены, то есть запрещено заниматься делами в шабат; «…и говоря о них» — чтобы не был твой разговор в шабат похож на будничный. Из этого постановления исключили действия, связанные с выполнением заповедей, истолковав: «своими делами», но не делами небесными — подобные запреты не действуют, если необходимо исполнить какую-либо заповедь.

1. Ходьба в шабат

Один из аспектов почитания шабата — наслаждаться им, что, в свою очередь, включает в себя отдых, как сказано: «День нашего отдыха». Известно, что, отдыхая, люди не бегают и не ходят широким шагом. Поэтому и нам запретили бегать и прыгать в этот день отдыха. А тому, кто наслаждается бегом и прыжками, прыгать и бегать разрешено. Так мальчикам разрешают в шабат бегать и прыгать, так как для них это удовольствие.

Запрет этот касается только тех случаев, когда ходьба не связана с заповедью. Ради заповеди же разрешается даже бежать в шабат, так как это «дела небесные», как было сказано выше.

2. Занятия делами в шабат

Как необходимо почитать шабат в ходьбе, так из уважения к шабату необходимо избегать занятия будничными делами. По этой причине запретили выходить в шабат в поле, чтобы проверить состояние урожая и т.п. Несмотря на то, что при самом хождении не совершается никаких действий, связанных с запрещёнными в шабат мелахот, все же, поскольку при этом видно, что занимаются будничными делами, такое хождение является неуважением к шабату. Поэтому мудрецы постановили запретить подобные действия в шабат.

Запретив занятия в шабат будничными делами, не запретили думать о делах. Причина в том, что запретили только такие действия, из которых видно, что люди занимаются в шабат будничными делами. Но если со стороны незаметно, это не запрещено.

Поэтому разрешили в шабат подойти близко к своему полю, но только если по той же дороге другие люди ходят и без деловых целей, например, просто погулять и т.п. В таком случае окружающим не видно, что еврей идет в шабат проведать свое поле, его ходьба не подпадает под запрет, и ему разрешается туда идти, даже с целью проверить поле. Тем не менее мудрецы говорят, что желательно избегать подобных действий. И хотя по основному смыслу закона их нельзя запретить, наши мудрецы писали, что необходимо ограждать себя от этого насколько возможно, так как при подобном хождении легко исчезает субботнее наслаждение. И таких мыслей тем более следует опасаться, если они вызывают напряжение и озабоченность. И наши мудрецы так толковали слова Торы: «Шесть дней работай и делай все свои дела» — после начала шабата мы должны представить себе все свои дела уже завершенными, так как тот, кто уже закончил свои дела, больше не думает о них.

Тот, кто в шабат идет к месту отправления транспорта на далекие расстояния, например на автобусную или железнодорожную станцию с целью оттуда двинуться в путь после окончания шабата, совершает действие, подобное хождению в поле, так как и здесь своим поведением он показывает, что готовится к будничному занятию — поездке на автобусе или поезде, что запрещено в сам шабат. Запрещено также просматривать расписание движения транспорта, что также считается будничным занятием и входит в запрет «…не занимаясь своими делами».

3. Просьба о совершении по окончании шабата действия, запрещённого в шабат

К вышеприведенному запрету относится также просьба, обращенная к другому человеку (равно к еврею или нееврею) о совершении по окончании шабата действия, запрещённого в сам шабат. Причина этого запрета в том, что данное действие, будучи запрещённым в шабат, относится к будничным, и поэтому им нельзя заниматься, как сказано: «…не занимаясь своими делами». Но и здесь, если из наших слов неочевидно, что другой человек сделает запрещённое в шабат действие, они приравниваются к мысли и разрешены. И это похоже на разрешение (см. выше) подходить к своему полю в шабат, если в этом месте и без того прогуливаются евреи. То есть если эту просьбу можно исполнить таким образом, что при этом не будет нарушаться шабат, даже если это крайне маловероятная возможность и даже если говорящий не подразумевал, что сделают это именно таким образом, все то время, пока говорящий совершенно ясно не приказал нарушить шабат, а только просил пойти туда, куда разрешается идти в шабат, это не считается запрещённой речью и разрешено.

Следовательно, желающий попросить другого человека поехать после окончания шабата в какое-либо место не должен прямо говорить, чтобы тот поехал на поезде, машине и т.п., но должен сказать ему, чтобы тот направился или пошел по окончании шабата в указанное место. И несмотря на то, что нам известно, что говорящий подразумевает поездку на поезде и т.п., и тот, к кому обращаются, тоже понимает это, тем не менее поскольку говорящий не приказывает прямо ехать, а только просит направиться туда, а это можно сделать и в шабат, если идти туда пешком, это уже не считается запрещённой речью и разрешено в шабат.

В любом случае запрещено упоминать аренду, так как при этом к запрету «…не занимаясь своими делами» добавляется также запрет купли-продажи в шабат.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?