Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
1 апреля 1920 года арабы устроили погром против беззащитных, религиозных, антисионистски настроенных евреев из еврейского квартала Старого города Иерусалима.

Евреи и сионисты в частности были убеждены: Декларация Бальфура дала им национальный дом в Палестине. Конференция в Сан-Ремо в апреле 1920 года поддержала это заключение, даровав Британии, автору декларации, мандат на контроль Палестины:1 легальные и практические средства исполнить эти обещания. В 1914 году население Палестины составляло 800 ООО человек, а к 1919 году сократилось до 600 000. Из них, примерно 66 000 (11% от общего числа) составляли евреи.2 Сионисты планировали расширить иммиграцию, купить много земли и создать инфраструктуру нации. Все это под административным правлением, защитой и даже поддержкой Англии. Но были глубоко разочарованы.

Арабы сразу начали насилия, протестуя против декларации и еврейского ишува. Их бунты стали фактом жизни в Палестине в последний век турецкого правления. Англия, заинтересованная в стабильности, поняла, что сионистская направленность декларации ведет к росту арабского насилия. Военная администрация мандатного правления Палестины выбрала проарабскую, антисионистскую, если не антисемитскую политику.3 Главной силой в этом был сэр Рональд Сторрс, английский губернатор Иерусалима с 1917 года по 1925 год. Способный и умный администратор, он был арабистом, типичным для британских колониальных сил и дипломатов того времени, который романтизировал арабскую проблему и самих арабов, поэтому проявлял к арабам необоснованную симпатию. Евреи классифицировали его как худшего врага в Палестине, и все его заявления, действия и даже само присутствие доводили их до безумия.

Сторрс и его правление создали у местных арабов впечатление, что насилия могут привести к отмене декларации, и те с радостью восприняли намек. 1 апреля 1920 года арабы устроили погром против беззащитных, религиозных, антисионистски настроенных евреев4 из еврейского квартала Старого города Иерусалима.5 9 человек убили, 244 ранили. Арабская полиция присоединилась к бунту, а британская армия не вмешивалась в течение 5 дней. Это стало образом действий в Палестине с 1919-1948 годов: арабское насилие, жертвы среди евреев и британский нейтралитет, поддерживающий арабов.

В 1920 году Джордж Керзон, преемник Бальфура в британском министерстве иностранных дел, назначил ассимилированного еврея сэра Герберта Самуэля6 верховным комиссаром Палестины. Известный политик либеральной партии, симпатизирующий идее сионизма, он воспринимался евреями как современный Нехемия.7 В первый шабат в Иерусалиме он прошел пешком в синагогу Старого Города8 и прочел Афтару9об утешении Израиля. Но столкнулся с обычной проблемой ассимилированных евреев на национальной государственной службе. Его лояльность английской политике и ее целям и необходимость «объективного», «равновесного» подхода в арабо-еврейском конфликте болезненно контрастировала с его еврейским происхождением и инстинктом.

Веря в демократию и либерализм Англии, Самуэль пытался демократически привести к умиротворению; создать представительные органы управления страной и построить социальную и экономическую инфраструктуру для общего блага. Его цели и намерения были высокими и достойными, но суждения безнадежно наивными. Его Постановление об иммиграции, вышедшее в сентябре

1920 года, поощрило иммиграцию, и в следующем году почти 12 000 евреев приехали в Палестину, что назвали третьей алией. Это были молодые евреи из Восточной Европы, решительные, тренированные, готовые к предстоящим испытаниям. Хотя среди этой алии было немало традиционных евреев, в основном она была нерелигиозной, социалистической и преданной идее создания нового светского еврея, как это представляла сионистская культура. Они стали становым хребтом нового ишува и со временем второй группой лидеров государства.


1 В то время в Палестину входили также восточный берег реки Иордан, где ныне располагается (хашемитское королевство) Иордания, и Голанские высоты. Но Англия в 1923 году передала Голан Сирии, которая тогда находилась под управлением французов.

2 OBrien, The Siege, p. 123.

3 См. OBrien, стр. 139. Вот реплики некоторых ведущих британских генералов по поводу Палестины: «Бальфур, Ллойд Джордж и их длинноносые друзья», «еврейская ограниченность», «Евреи такие умные, а арабы такие глупые и неразумные, что быть за арабов выглядит по-спортивному».

4 Когда дело шло о насилии и терроризме, арабы никогда не вникали в различия между евреями сионистами и несионистами.

5 Еврейский квартал старого города — часть древнего центра Иерусалима внутри высоких крепостных стен, где столетиями жили религиозные евреи.

6 1870-1963. См. отзыв Джонсона в «Истории евреев»: «Он хотел быть евреем без веры в Б-га; сионистом, не присоединяясь к сионистской организации; и создать еврейский национальный дом, не раздражая арабов». (Джонсон описывает типичного «еврея в сердце», он поступает, как ему угодно, сохраняя уважение к себе и благородный вид — Л С.) Евреи относились к нему значительно мягче.

7 Пророк, который возглавил возвращение евреев на родину из Вавилонского изгнания.

8 Длительная и жаркая дорога под летним солнцем Иерусалима.

9 Утреннее чтение в шабат из Пророков после чтения свитка Торы.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?