Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Октябрьская революция полностью изменила ход истории, принеся страшные испытания всем народам Российской империи, и, в том числе, — практически полное уничтожение еврейской самоидентификации, уничтожение еврейской религии, убийство раввинов, ассимиляцию миллионов русскоязычных евреев. Этот «красный день календаря» красен от крови миллионов людей…

Семнадцатый год принес революцию в России. Евреи радовались падению ненавистного царя: к династии Романовых они не испытывали симпатии. На переднем краю революции было много евреев. В результате Февральской революции во главе страны встало временное правительство под руководством Александра Керенского, которое пользовалось популярностью у евреев. «Евреи поддерживали временное правительство… По этому поводу в еврейском мире не было разногласий. Классовые интересы исчезли».20

Но Октябрьская революция, проведенная большевиками под руководством Ленина и Троцкого, изменила все. Евреи в большинстве чувствовали: «сутью Февральской революции была свобода, а сутью Октябрьской революции — диктатура… Диктатура меньшинства над большинством».21 И все же евреи занимали высокие посты в большевистской иерархии. Троцкий,22 Яков Свердлов,23 Лев Каменев,24Григорий Зиновьев25 и Семен Диманштейн26 — лишь несколько примеров евреев, которые пришли к власти в результате переворота.

Еврейская секция коммунистической партии, сокращенно евсекциия,27 фанатично ненавидела и преследовала еврейскую общину и иудаизм. Евреи-большевики ущемляли и карали соблюдающих заповеди евреев, закрывали религиозные школы и синагоги, изгоняли, заключали в лагеря, убивали ведущих раввинов и религиозных руководителей, активистов, учителей, отнимали религиозные книги и реликвии, сделали почти невозможной жизнь по галахе. К 1919 году все религиозные местные кегилы (общины), которые веками организовывали еврейскую жизнь, обладая самоуправлением, устранили, их прерогативы и функции присвоила себе евсекция. Религию объявили «опиумом для народа» — ненужной и вредной.

Позицию евсекции хорошо выражают слова ярой коммунистки Эстер Фрумкиной:28 «Опасность в том, что массы могут подумать: иудаизм — исключение из антирелигиозной пропаганды, поэтому на евреев-коммунистов ложится обязанность относиться к раввинам безжалостнее, чем коммунисты неевреи относятся к священникам».29 Еврейские сельскохозяйственные коммуны и поселения специально выращивали свиней, демонстрируя разрыв с религиозной традицией.

Евсекция преследовала и иудаизм и сионизм как смертельного врага. Коммунисты-евреи старались доказать, что они «больше большевики, чем сам Ленин».30 Вся сионистская деятельность в России стала подпольной и постепенно прекратилась. Иврит запретили, а идиш31 какое-то время поддерживали. В глазах коммунистов, иврит был святым религиозным языком, которому не было места в новой утопии России, а идиш — светским, пролетарским, прогрессивным языком, поэтому наряду с русским он был языком «прогрессивных» евреев.32

Особо опасным для евреев России было преследование еврейскими комиссарами русской православной церкви. Евреи чаще относились к ней более жестко, чем комиссары неевреи, хотя и более умеренно, чем преследовали своих единоверцев. Максим Горький, крупнейший пролетарский писатель, который поддерживал революцию, писал, что «коммунисты-евреи намеренно преследуют русскую церковь и священников, чтобы русские крестьяне увидели своими глазами, что евреи оскверняют их святые места».31Неудивительно, что один из крупных иерархов православной церкви призвал: «Благословляю вас, бейте евреев, уничтожайте народных комиссаров».34

Дремлющий, но постоянно присутствующий антисемитизм русских масс вновь пробудился, главным образом, из-за поведения маленькой коммунистической фракции в еврейской общине. Евреи в Европе опять оказались между молотом и наковальней. Не коммунисты объясняли свою ненависть к ним как к «большевикам», а прокоммунистические массы — как «капиталистическим провокаторам». Древняя религиозная ненависть теперь трансформировалась и легализовалась как политическое и социальное отторжение. Революция, которую приветствовали русские евреи, принесла им десятки лет убийств и кошмаров.


20 Эти слова Бен-Хаима приводит Цви Гиттельман в книге «Век амбивалентности», Нью-Йорк 1988, стр. 89.

21 Там же, стр. 95.

22 1879-1940. Троцкий — партийная кличка Лейба Бронштейна, он был изгнан Сталиным из страны и убит по его приказу в эмиграции. («Устраивают революцию Троцкие, а отвечать за нее приходится Бронштейнам», — сказал один из больших раввинов России, его современник. — Г.С.)

23 1885-1915. Урожденный Нахмантес.

24 1883-1936. Урожденный Розенфельд. Оклеветан, судим и казнен Сталиным.

25 Оклеветан, судим и казнен Сталиным.

26 1888-1938. Первый комиссар по еврейским делам. Он учился в ешивах Тельше и Слободка и получил раввинскую смиху (звание) от знаменитого рава Хаима Озера Гродзинского из Вильно. Неудавшаяся революция 1905 года сделал его радикалом, с этого времени он становится непримиримым противником еврейской религии, хотя и не таким яростным, как многие другие лидеры большевиков.

27 Сталин удалил ее из партии к 1931 году.

28 Лидер партии Бунд, затем присоединилась к большевикам. Выросла в традиционной семье, была вначале замужем за раввином. За приверженность большевизму Сталин сослал ее в Сибирь, где она умерла в концлагере в 1943 году.

29 Гиттельман, стр. 120.

30 Там же, стр. 111. А на стр. 112-121 рассказ о преследовании «буржуазно-клерикального сионистского лагеря».

31 Идиш, в отличие от иврита, языка, который открывал доступ к религиозной традиции и учености, был родным языком еврейских масс, миллионов людей, в том числе большевиков. Его запрет показал бы большевиков как преследователей народов и привел бы к отторжению многих евреев. Противопоставление языков и культур было применением маккиавелиевского принципа «разделяй и властвуй». Расчет был верным — на идиш были написаны многие литературные произведения, высмеивающие религиозную, не «соответствующую времени», «местечковую» жизнь, на нем говорили до последнего времени многие гонители еврейской веры. — Г.С.

32 В тридцатые годы, когда с религиозной жизнью было в основном покончено, а идиш сыграл свою роль переходного звена к русскому языку, коммунисты начали кампанию и против него, и этот «пролетарский, прогрессивный» язык также впал в немилость, чтобы быть окончательно замещенным русским языком гегемона. — Г.С.

33 Горький положительно относился к евреям, защищая от преследований в царское время, и, с другой стороны, был очень осведомленным человеком, близким к верхушке власти, поэтому к его словам стоит прислушаться. Возможно, действия коммунистов-евреев, направляемых решениями партийной верхушки, действительно имели эту (скрытую или явную для них самих) цель, чтобы погромы и преследования со стороны местного населения побудили евреев скорее оставить родные места, где их еще держала традиция, и ассимилироваться. Или же они были столь идеалистичными — эгоистичными и так старались выслужиться, что им было наплевать на судьбу их народа, а у Горького, человека сострадательного, это не укладывалось в голове. Но, скорее всего, имели значение обе причины: продуманный план и личный эгоизм. — Г. С.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?