Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Еврейское образование в США часто было в руках незаинтересованных и малограмотных частных учителей. Несмотря на эту атмосферу, несколько ортодоксальных раввинов и светских людей основали первую американскую ешиву для продвинутого изучения Талмуда.

Поиск лидеров

В 1886 году иммигранты Нью-Йорка попросили религиозных лидеров Европы найти рава коллеля — главного раввина города. Они имели в виду, что он станет раввином общины еврейских иммигрантов из России, поскольку без сомнения не будет принят как лидер ассимилированной американской общины старого образца. В 1888 году знаменитый Магид из Вильно, рав Яаков Йосеф, приехал по этому призыву.

Избранный ученик рава Исраэля Салантера, он был талантливым, энергичным человеком выдающейся учености и благородства. Но его сокрушили проблемы и хаос еврейской общины того времени. Он старался наладить контроль над кошерностью мяса в Нью-Йорке, что привело его к конфликту с недобросовестными мясниками, жадными торговцами, подкупными политиканами и самозванными «религиозными руководителями». Его попытки организовать религиозную еврейскую жизнь потерпели неудачу из-за активной оппозиции немногих людей и общей апатии большинства. Эта борьба подорвала его здоровье, и в 1894 году его разбил паралич, в результате которого он отошел от общественной жизни.

В 1902 году он умер. На его похороны собралось множество людей, что было необычно для Нью-Йорка. Его смерть похоронила и пост главного раввина города.

В это время ортодоксальное еврейство Америки не было организовано. В синагогах были свои раввины или светское руководство, но это были отдельные островки. Общественные структуры европейских и сефардских евреев, которые обеспечивали бы образование, кошерное питание и общие нужды, не были созданы в аморфной иммигрантской среде США.

Традиционное еврейство Америки начало формировать свою структуру только в начале двадцатого века. В 1898 году был основан Союз ортодоксальных еврейских общин Америки1 под руководством раввинов Перейры Мендеса2 и Бернарда Драхмана3. В 1902 году раввины Бернард Левенталь4 и Моше Звулун Марголис (Рамаз)5 помогли основать Союз ортодоксальных еврейских раввинов США и Канады, который принято называть Агудат арабаним. Эти организации пытались навести порядок в хаосе религиозной жизни Америки. Гетерогенная природа новоприбывших еврейских общин подрывала эти усилия, но они послужили началом ортодоксальной раввинской инфраструктуры США.


1 Его принято называть просто OU (до сих пор, среди прочего, он дает надежное свидетельство о кошерности американских продуктов, этот знак можно увидеть на многих упаковках. — Г.С.).

2 1852-1937. Духовный лидер престижной испано-португальской конгрегации Шеерит Исраэль в Нью-Йорке.

3 1861-1945. Ортодокс, рожденный в Америке, раввин общины Зихрон Эфраим в Верхнем Ист-Сайде Нью-Йорка. Первым перевел на английский язык 19 писем рава Шимшона Рафаэля Гирша.

4 1865-1952. Ведущий ортодоксальный раввин Филадельфии, он был тогда самым «американизированным» из восточноевропейских раввинов США. Как раввин обладал большим влиянием, которое выходило далеко за пределы его синагоги и общины.

5 1851-1936. Первый раввин и основатель конгрегации Кеилат Йешурун в Нью-Йорке. Муж его внучки, рав Иосиф Лукштейн, и его правнук рав Хэскель Лукштейн наследовали ему в руководстве этой общиной.

Рождение американской ешивы

Aмериканское еврейство того времени было враждебно традиции. К 1906 году больше девяти десятых еврейских иммигрантов из Восточной Европы перестали строго соблюдать заповеди. Кошерность питания была дезорганизована, шарлатаны представляли себя раввинами и уважаемыми людьми, не было серьезного еврейского образования, а атаки радикальных левых с успехом продолжались.1 Но главным движителем отхода от религиозного соблюдения была трудность соблюдения субботы и свобода, предоставленная евреям в США, которые растворялись в ее культуре.

Еврейское образование в США часто было в руках незаинтересованных и малограмотных частных учителей (меламдим), а всякое стремление к улучшению подрывали еврейские школы (Талмуд Тора), которые после целого дня обучения в светской школе казались детям непосильным и неоправданным бременем в современном обществе. Эти школы были открыты четыре-пять дней в неделю по два-три часа, там молились, изучали Библию с комментарием Раши, Мишну и даже Талмуд. Они также готовили мальчиков к церемонии бар мицвы (в тринадцать лет). В большинстве преподавали на идиш, но в двадцатых годах стал преобладать английский язык.

Наставления обычно не годились для неортодоксального общества, качество обучения было слабое. Хотя меламеды (учителя начальных школ) были не такими, как их высмеивали в рассказах американских евреев, новеллистов и социальных историков, изображая глупцами или садистами, или тем и другим вместе. Но очень немногие еврейские ученики продолжали еврейское образование после бар мицвы, и большинство «выпускников» еврейских школ скоро забывали, что учили, и становились частью ассимиляционного движения.

Несмотря на эту атмосферу, несколько ортодоксальных раввинов и светских людей основали первую американскую ешиву для продвинутого изучения Талмуда. Рав Моше Майер Матлин2 организовал частные классы по Талмуду для подростков, сначала у себя дома, а потом для новой школы приобрели здание.

В 1886 году была основана школа «Эц Хаим», ее поддерживал главный раввин и посылал из нее учеников раву Матлину. В 1896 году, когда умер великий раввин из Ковно (Литва) рав Ицхак Эльханан Спектор, «Эц Хаим» и академия рава Матлина объединились, создав в память о нем ешиву под именем рава Ицхака Эльханана, где большинство студентов были молодые люди, которые прежде учились в европейских ешивах. А учебная программа и атмосфера там очень напоминала ешивы Восточной Европы.

В это время стали возникать и другие ортодоксальные учебные заведения, включая Школу рава Яакова Иосефа, основанную в 1903 году через год после его кончины и названную по имени главного раввина Нью-Йорка. В 1906 году открыла свои двери Метивта Тиферет Йерушалаим. В том же году рав Марголис стал президентом ешивы рава Ицхака Эльханана. В это время в ешиву пришел молодой рав Бернард Дов Ревель3и скоро стал ее президентом. Он сделал ее американской организацией, а не копией традиционной литовской ешивы, и подготовил путь для роста учености в Торе и восстановления ортодоксии в Америке.


1 «В их билете на бал, устроенный в Йом-Кипур, было написано: Большой Иом-Кипурский бал с театром. Бал устроен по согласию всех новых свободных раввинов. Кол Нидрей исполняет Джон Мост. Музыка, танцы, буфет, Марсельеза и другие гимны против сатаны». Аарон Роткофф, Бернард Ревел (Иерусалим), стр. 6.

2 Был до эмиграции в США раввином Слуцка (Белоруссия), а в Америке членом раввинского суда Главного раввина Яакова Йосефа в Нью-Йорке.

3 1885-1940. Он был гениальным человеком, учился в ешиве Тельше, в Литве. Потом его привлекла Аскала, он стал самостоятельно изучать светские науки, а затем увлекся революционным радикализмом.

В 1905 году он участвовал в революции против царя, был арестован и попал в заключение. В тюрьме пересмотрел свои позиции и решил посвятить жизнь Торе и еврейскому народу. В Америке он женился на дочери нефтяного магната из Оклахомы и переехал в Тульсу, где вошел в семейный нефтяной бизнес, но скоро бизнес ему надоел. В 1915 году за его светское образование и степени, эрудицию в Талмуде и любовь к Торе, а также харизматическую личность, его выбрали главой ешивы рава Ицхака Эльханана/

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя

Читайте: полный обзор темы Америка и евреи


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?