Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В десятилетие перед первой мировой войной в Палестину прибывала вторая волна алии из Восточной Европы. Она отличалась от первой алии в конце девятнадцатого века тем, что новые иммигранты были в основном светские люди, социалисты, идеалисты и ревнители веры в то, что они должны не только построить новую страну, но и создать еврея нового типа и новый народ.

Темой второй алии был «еврейский труд». Колонисты были сердцем трудового сионизма, движения, которое основало и возглавляло государство Израиль первые три десятилетия. Они верили в святость труда и права пролетариата, боролись против эксцессов капитализма и религиозного диктата. И были убеждены, что еврейская история не имеет отношения к их жизни и целям. Это было постоянное и часто очень экстремистское усилие порвать со старой еврейской традицией и верой. Они ждали осуществления марксистской утопии и конечного триумфа международных рабочих движений. Практически они создавали сельскохозяйственные общины, киббуцы, где каждый трудился по способностям и получал то, что считало нужным и возможным дать ему общее собрание коллектива, где не было частной собственности, и даже личная жизнь семьи была подчинена общественной жизни. Дегания, Эйн-Харод, Гиват-Бреннер, Нахалал и другие общественные поселения были построены на их поте и крови. Они осушали болота, сажали эвкалипты, чтобы болота не вернулись, сворачивали горы, поднимали целину, и постепенно земля стала отвечать на усилия поселенцев. В 1908 году евреи двинулись из Яффо, чтобы начать строить новый еврейский пригород, который они назвали Тель-Авив (Холм весны). Потом он стал крупнейшим еврейским городом в мире.

В первой алие использовали арабский труд, чтобы возделывать земли, приобретенные бароном Ротшильдом. Но евреи второй алии провозгласили: «Пусть Израиль поймет, что еврейские землевладельцы не вернут земли Израиля, пока это не сделают еврейские рабочие».

Давид Бен-Гурион, Ицхак Бен-Цви и другие, которые стали лидерами Государства Израиль через сорок лет, были типичными фигурами второй алии. Пламенные идеалисты, чрезвычайно трудоспособные, готовые на жертвы, и при этом презирающие еврейское прошлое и ненавидящие еврейский образ жизни в европейском изгнании.

Новый еврей, их идеал, должен был говорить на иврите, а не на идиш, ладино или арабском1, быть фермером, рабочим, воином и интеллектуалом. Он должен был быть нерелигиозным (если не антирелигиозным) и считать еврейскую традицию анахронизмом и ненужным бременем. Общины этих новых евреев не признавали субботу и Иом Кипур, у них не было синагоги и кошерной кухни. Они составили новый пасхальный седер на основе Маркса и Энгельса, Шавуот они сделали просто сельскохозяйственным праздником, Библию — литературным произведением, а религиозные ритуалы считали отвратительными и поэтому их запрещали.

Ишув аяшан и раввины Палестины пытались как-то влиять на жизненный стиль этих новых общин. В конце лета 1913 года ведущие раввины страны организовали Поход раскаяния, чтобы посетить новые поселения и поговорить с людьми из второй алии о традициях и еврейских ценностях.

Миссию возглавлял рав Авраам Кук, тогда бывший раввином Яффо, рав Йосеф Хаим Зонненфельд, ведущий раввин Старого ишува Иерусалима, рав Бен Цион Ядлер2, знаменитый Магид из Иерусалима, и рав Яаков Моше Харлап3, доверенное лицо рава Кука и рав района Шаарей Хесед в Иерусалиме. Визит этих раввинов в новые поселения привел к противоречивым результатам. В одних местах их встретили холодно, в других — с энтузиазмом. Некоторые поселения согласились устроить кошерные кухни, а другие отказались от всех предложений раввинов.

Эти результаты отразились в разном отношении раввинов, которые участвовали в этой миссии. Рава Кука странным образом очень ободрил этот опыт, и он всю жизнь чувствовал, что возвращение к традиционной жизни очень близко для левых участников второй алии и их потомков. А рав Зонненфельд был очень огорчен и шокирован тем, что увидел, и укрепился в своей прежней позиции: не идти ни на какие компромиссы со светским сионизмом и не принимать его никоим образом. Так одно событие противоположным образом определило позиции этих двух великих раввинов.


1 В первой алие свободно говорили на иврите лишь единицы, доминировал идиш. Принятие иврита как «официального» языка еврейского ишува в Палестине было достижением поселенцев второй алии, это их заставил сделать с невероятной настойчивостью один человек — Элиэзер бен Йегуда.

2 Одаренный оратор, ученый, педагог и лидер ишув аяшан.

3 1883-1952. Автор известной галахической работы, позднее глава ешивы Мерказ Арав в Иерусалиме

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?