Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запреты обижать речами другого еврея, гера и беглого раба.

251-я заповедь – запрещение обижать друг друга речами, причиняя ближнему боль и унижая его так, что он не знает, куда спрятаться от стыда. Например, запрещено напоминать человеку о проступках, совершенных им в юности, если он затем раскаялся в них. Не следует говорить: “Благодари Б-га за то, что Он вывел тебя от таких-то и таких-то дел на добрый путь” и, вообще, произносить подобные речи, бередящие душевные раны. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И не обижайте друг друга, и бойтесь своего Б-га” (Ваикра 25:17). И объяснено (Бава меция 58б): “Это запрет обижать речами”.

А в Сифре (Беар) говорится: “В Его речении “И не обижайте друг друга” подразумевается обида словом. Какая именно? Нельзя сказать человеку, раскаявшемуся в своих проступках: “Помнишь, как ты поступал прежде?!”. И нельзя говорить человеку, на которого обрушились несчастья: “По заслугам тебе! Это наказание за твои грехи”. И нельзя отсылать торговца, ищущего определенный товар, в место, где таких товаров заведомо не бывает. И нельзя спрашивать у торговца, сколько стоит его товар, если мы не собираемся этот товар купить (потому что такой вопрос дает торговцу необоснованную надежду)”.

И сказано (Бава меция там же): “Обида, нанесенная словом, больнее ранит человека, чем обман в имущественных делах. Ведь запрещая именно словесные оскорбления, Ашем добавил: “Бойтесь своего Б-га”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 4-ой главе трактата Бава меция (58б-59б).

 

 

252-я заповедь – запрещение обижать гера речами. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И гера не обижай” (Шмот 22:20). А в Мехильте (Мишпатим) объяснено: “И гера не обижай” – речами”.

Этот запрет повторен в Торе еще раз. Ашем сказал: “И когда будет жить у тебя гер в земле вашей, не обижайте его” (Ваикра 19:33). Сифра (Кедошим) поясняет: “Не говори ему: “Еще вчера ты был идолопоклонником, а сегодня укрылся под сенью Б-жественного Присутствия”.

 

 

253-я заповедь – запрещение обманывать гера в имущественных вопросах и наносить ему ущерб при заключении торговых сделок. И об этом Его речение: “И гера не обижай и не угнетай его” (Шмот 22:20). Сказано в Мехильте (Мишпатим): “И не угнетай его” – в имущественных вопросах”.

И уже объяснено в трактате Бава меция (29б), что тот, кто обижает гера речами, преступает и запрет “Не обижайте друг друга” (Ваикра 25:17; НД 251), и запрет “Гера не обижай” (Шмот 22:20; НД 252). И точно так же, тот, кто обманывает гера при заключении торговых сделок, преступает не только запрет “Не угнетай его”, но и запрет обманывать друг друга в торговле, относящийся ко всему народу Израиля (НД 250).

 

 

 

254-я заповедь – запрещение возвращать раба, бежавшего в Землю Израиля из другого государства. И хотя хозяин раба – еврей, беглеца не возвращают, поскольку он укрылся в Земле Израиля. Хозяин должен освободить его, а стоимость раба остается на освобожденном в качестве долгового обязательства.

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не выдавай раба его господину, когда он спасается у тебя от своего господина” (Дварим 23:16). И разъясняется в 4-ой главе трактата Гитин (45а), что Писание говорит здесь о рабе, бежавшем из-за границы в Землю Израиля. Такого беглого раба уже не возвращают в рабское состояние, поскольку он укрылся в Святой Земле, избранной Ашемом, среди избранного народа. Но хозяин получает от него долговое обязательство, равное его стоимости, и выдает ему отпускную грамоту.

И там же (Гитин 45а) разъясняются все законы, связанные с выполнением этой заповеди.

 

 

255-я заповедь – запрещение оскорблять своими речами такого беглого раба, ищущего у нас укрытия. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “У тебя пусть он живет, в твоей среде, на месте, которое он выберет, в каком-либо из городов твоих, где ему угодно; не обижай его” (Дварим 23:17). И объяснено в Сифре по этому поводу: “Не обижай его” – речь идет об обиде словом”.

И так же, как Ашем, да будет Он превознесен, добавил особую заповедь, запрещающую обижать гера, поскольку его душа особенно робка и принижена, – ведь он ощущает себя пришельцем среди евреев, – Ашем, да будет Он превознесен, добавил третью заповедь, запрещающую обижать беглого раба, душа которого еще более принижена, чем душа гера. Человек не должен думать: “Этот раб привык к оскорблениям, и они его не смущают”.

И ясно, что Писание говорит здесь о таком беглом рабе, а также о таком гере, которые приняли на себя выполнение законов Торы – т.е. о герей цедек (праведных герах).  

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?