Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Для Герцля сионизм не был религиозной идеей, ветвью еврейской истории и традиции, а новым прагматическим подходом к решению проблемы еврейского страдания. Поэтому Уганда была приемлема, как любая возможная территория.

Из Германии и Турции Герцль повернул в Англию. В некоторых аристократических и литературных кругах викторианской Англии бытовало доброжелательноромантическое чувство к евреям.30 Героические фигуры евреев появлялись тогда в английской литературе, многие считали, что евреям следует дать свое государство. Летом 1902 года Герцль встретился с лордом Ротшильдом в Лондоне, а позднее с Джозефом Чемберленом, секретарем по делам колоний. Возникла идея основать еврейскую колонию под британским наблюдением и протекторатом в Восточной Африке, точнее в Уганде.31

На Шестом сионистском конгрессе 1903 года Герцль объявил об этом предложении Англии. Это раскололо сионистское движение. Восточноевропейские евреи под руководством Хаима Вейцмана выступили против Герцля. Для них сионизм означал одно — Иерусалим и Израиль. В этом они отражали чувства еврейских масс.

Но Герцль контролировал конгресс и согласился лишь на то, чтобы этот вопрос решало его следующее заседание. Однако здоровье Герцля стало ухудшаться. Возникли проблемы с сердцем, знаменитая черная борода стала седеть, безмерная энергия убывать, а дух слабеть. Он потратил значительную часть большого семейного наследства на сионизм, и теперь возникли дополнительные проблемы уже с деньгами. К лету 1905 года, когда собрался Седьмой сионистский конгресс, призванный решить вопрос об Уганде, Герцль умер, а у Англии уже появились по этому поводу иные мысли. Но и после смерти Герцля Англия никогда формально не отменяла своего предложения о еврейской колонизации Уганды.

Оппозицию этому плану на конгрессе вновь возглавил Вейцман и сильные восточноевропейские сионисты. Впервые после смерти Герцля в сионистских кругах его сильно критиковали. Ассимилированный еврей, пришедший к сионизму только в результате антисемитизма и суда над Дрейфусом, он никогда не оценивал глубины еврейской верности Палестине и Иерусалиму, которой горел сионизм его восточноевропейских коллег. Для него сионизм не был религиозной идеей, ветвью еврейской истории и традиции, а новым прагматическим подходом к решению проблемы еврейского страдания. Поэтому Уганда была приемлема, как любая возможная территория, чтобы стать еврейским домом. Он, в противоположность оппонентам, вышедшим из традиционных семей Восточной Европы, был верен идее государства для проживания евреев, но не еврейской земле. А их не привлекала возможность создать государство в любом другом месте мира, они полностью отвергли такую колонию.33

Многие делегаты не стали голосовать об Уганде из уважения к памяти Герцля,34 но в итоге конгресс решил не поддерживать еврейскую колонизацию нигде в мире кроме Земли Израиля. И сам Герцль перед смертью декларировал: «Палестина — единственная страна, где наш народ может обрести покой». Так в сионистском движении верх стала брать Восточная Европа. Хотя во главе него после смерти Герцля встал Макс Нордау, ассимилированный западный еврей, но контроль над политикой конгресса, этой аристократической организацией, перешел в руки Вейцмана и восточноевропейского лагеря, который он возглавлял.

3 июля 1904 года Герцль умер. Судьба его семьи полна трагической иронии. Сионистское движение создало фонд в помощь его семье. Чтобы не подвергнуть опасности эти вложения, Г ерцль перевел фонды сионистского движения, такие как Еврейский национальный фонд и Керен айесод, в облигации Австро-Венгерской империи, которые через десять лет обесценились.

Вдова Герцля умерла в 1907 году. Дочь Паулина, страдая от болей, привыкла к морфию и умерла в 1930 году, бездетная и одинокая. Его сын Ганс страдал от душевной болезни, в 1924 году был крещен в католицизм, потом вернулся в иудаизм и покончил собой после смерти Паулины. Он тоже умер бездетным. Труду, младшую дочь Герцля, убили немцы в «образцовом» концлагере Терезиенштадт в 1943 году. А ее единственный сын, последний потомок Герцля совершил самоубийство в 1946 году. Останки Герцля израильское правительство перенеело из могилы в Вене и похоронило на горе в Иерусалиме, названной его именем.


30 Хотя реальных евреев, жителей Англии девятнадцатого века, тамошнее общество подвергало издевательствам, насилию и дискриминации, английский антисемитизм был более дискретным и менее опасным, чем в континентальной Европе.

31 Обсуждалась территория примерно в границах современной Кении.

32 1874-1952. Он родился в Мотеле, в черте оседлости, получил традиционное еврейское образование. Молодым человеком он уехал в Берлин, где получил образование химика. Вскоре стал активным сионистом и отдал свою жизнь созданию еврейского государства. В 1948 году был избран первым президентом Государства Израиль.

33 Это служит частичным объяснением судьбы «автономной еврейской республики» в Биробиджане (на Дальнем Востоке России), основанной советской властью в двадцатых годах, которая прошла почти незаметно для мирового еврейства. Тот факт, что ее создали коммунисты, контролируемые Сталиным, и лишь номинально евреи, гарантировал ее будущее.

34 Среди них и многие члены Мизрахи! См. Геула бат Йегуда, Арав Маймон бедоротав, 1979, стр. 126.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?