Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Какое отношение имеет праведность к склонности с трудом приходить в ярость? Если человек с трудом приходит в ярость, но с трудом и успокаивается, его прибыль перекрывается его убытком.

5:14 Есть (еще) четыре типа характера. Если человек легко приходит в ярость, но легко и успокаивается, его прибыль перекрывает убыток. Если человек с трудом приходит в ярость, но с трудом и успокаивается, его убыток перекрывает его прибыль. Если он с трудом приходит в ярость, но легко успокаивается, это праведник. Если же он легко приходит в ярость и с трудом успокаивается, это злодей.

Эту мишну (Раби) поместил именно здесь, потому что хотел сказать, что существуют и другие наборы черт характера, среди которых можно выделить хорошие, дурные и средние, как в предыдущей мишне.

Здесь следует задать вопрос: какое отношение имеет праведность к склонности с трудом приходить в ярость, но легко успокаиваться? И почему злодеем называется тот, кто легко приходит в ярость и с трудом успокаивается? И еще вопрос: почему мишна не указала, что тот, кто легко приходит в ярость и легко успокаивается, обладает средним характером? Ведь предыдущая мишна именно так определила человека, у которого одна черта характера хороша, а другая дурна!

Знай, что есть люди, настроение которых по самой их природе изменяется с трудом. И из-за этой устойчивости характера они и в ярость приходят медленно, и успокаиваются затем с трудом. А есть и другие люди, с изменчивым настроением, которые по своей природе и гневаются сразу, и сразу остывают. Здесь действует такой принцип: либо настроение человека всегда меняется медленно, либо всегда быстро. То есть природа человека не допускает, чтобы тот, кто легко приходит в ярость, с трудом успокаивался, то есть, чтобы один и тот же человек обладал двумя несовместимыми характерами, так не бывает! Поэтому мишна утверждает, что если человек легко приходит в ярость, но легко и успокаивается — его убыток, то есть, склонность к быстрому гневу, перекрывается его прибылью. Другими словами, именно его характер — то, что его настроение само по себе гибко и изменчиво, обеспечивает ему и прибыль, и убыток. Из того, что он быстро гневается, вытекает и хорошее — то, что он быстро приходит в спокойное расположение духа.

Поэтому мишна и говорит, что его прибыль перекрывает убыток: та самая черта характера, которая оказывается плохой, когда он быстро гневается, становится хорошей, когда он быстро успокаивается: и то, и другое заложено в его характере. И, согласно этой же логике, если человек с трудом приходит в ярость, но с трудом и успокаиваетсяего прибыль, то есть, склонность не впадать в ярость сразу же, перекрывается его убытком, неспособностью быстро оставить свой гнев. И эти же рассуждения ведут мишну к выводу, что если он с трудом приходит в ярость, но легко успокаивается — это праведник. Ведь не вызывает сомнений, что, поскольку он с трудом приходит в ярость, по своей природе он обладает устойчивым настроением. Значит, то, что он легко успокаивается, вызвано (не природными чертами его характера, а) тем, что он любит людей, а потому быстро перестает гневаться, пересиливая природные побуждения. Или, наоборот, характер этого человека таков, что настроение его по природе изменчиво, а потому он легко успокаивается.

В этом случае то, что он с трудом приходит в ярость, может быть связано только с тем, что он преодолевает свой характер и заставляет себя не гневаться на людей, поскольку любит их и старается не обижать. Поэтому такой человек, несомненно, праведник.

Точно так же, если человек легко приходит в ярость и с трудом успокаивается. Может быть, его настроение по природе гибко и изменчиво, поэтому он легко приходит в ярость. В таком случае, почему же он с трудом успокаивается? Несомненно, он ненавидит людей, и его злодейство заставляет его подолгу злиться на них. А возможно, он по природе с трудом изменяет настроение и поэтому с трудом успокаивается. Почему же, в таком случае, он легко приходит в ярость? Только потому, что он ненавидит людей и ему ничего не стоит разгневаться, — поэтому он называется злодеем.

Однако утверждения мишны о том, что если человек легко приходит в ярость и с трудом успокаивается — это злодей, а также о том, что если он с трудом приходит в ярость, но легко успокаивается — это праведник, можно понять и буквально. В Талмуде (Недарим 22б) говорится: «Сказал рав Нахман: “Если кто-то гневается, ясно, что его преступления многочисленны, согласно сказанному (Мишлей 29:22): “Человек в ярости вызывает ссору, а склонный гневаться много грешил”. Таким образом, ты видишь, что тот, кто легко приходит в ярость, много грешил — Писание прямо это утверждает. И нет сомнения, что у этого явления есть объяснение, порожденное глубочайшей мудростью. Гнев — это выход из равновесия, из того состояния, в котором человеку подобает находиться, поэтому его возникновение указывает на преступление и грех. Ведь человек, обладающий заслугами (исполнения заповедей), никогда не выходит из равновесия наоборот, он постоянно в нем остается, как сказано в Дварим (32:4): “Праведен и прям Он”. Праведник остается на прямом пути, в равновесии, не отклоняясь от абсолютной прямоты. А тот, кто “гневается и много грешил”, из-за своей злобы отходит от прямоты и равновесия, а потому нет сомнения, что он преступник: ведь и преступник отклоняется от прямоты и равновесия!

Поэтому мишна утверждает, что тот, кто легко приходит в ярость и с трудом успокаивается, это человек, склонный к гневу и ярости и постоянно в них пребывающий, а это есть выход за пределы прямоты и равновесия. И наоборот: если человек с трудом приходит в ярость, но легко успокаивается нет сомнения, что этот человек обладает равновесием и прямотой: именно по этой причине ему непросто оставить положение равновесия. Оставив же его, он легко возвращается туда, поскольку это и есть его место, место «человека праведного и прямого”. Таким образом (суть мишны) в том, что сила гнева выводит человека из равновесия; и это ясно.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?