Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сначала в США эмигрировали ассмилированные сефарды, затем за ними последовали немецкие евреи. Лидеры еврейства склонялись к реформистскому течению в иудаизме.

ЭМИГРАЦИЯ В АМЕРИКУ — Безопасный берег

Если Америка была «золотой страной»1 для всех бедных и подавляемых в Европе, то для евреев это был единственный остров безопасности в мире. К началу тридцатых годов девятнадцатого века слава Америки, страны свободы и огромных возможностей, укрепилась в сознании европейцев. Первые волны иммиграции в начале века катились в США из Великобритании. Среди них была и небольшая волна традиционных евреев.

В тридцатых годах началась широкая эмиграция из Германии, в ней уже было немало евреев. В 1826 году в США проживало шесть тысяч евреев. В 1840 году, когда был кровавый навет в Дамаске — 15 000, а в 1860 году эмиграция евреев из Германии довела их число до 150 000. Евреи селились в Нью-Йорке и Цинциннати,2 Чикаго, Кливленде, Детройте, Сент-Луисе, Нью-Орлеане, Миннеаполисе, Саванне, Атланте и Филадельфии. А «золотая лихорадка» в Калифорнии в 1848—49 годах привлекла тысячи евреев на западное побережье континента.

Первые американские евреи в период колониальных войн и гражданской войны были сефарды, ассимилированные и не особенно выделяющиеся. Немецкие евреи были заметнее, многочисленнее и социально агрессивнее. Большинство из них были реформированными, «просвещенными» . Они стремились усвоить обычаи нового общества, а свои темплы4 и организации, стремясь к мимикрии, строили по образцу христианских.

У реформистов США были очень либеральные, если не радикальные, раввинские лидеры: Давид Айнхорн, Самуил Гирш, Исаак Майер Вайс и Самуил Адлер. И светские лидеры американских евреев тоже склонялись к Реформе. Иосиф Зелигман, Яков Шиф,5 Август Бельмонт, семья Бамбергер и другие добились больших успехов в финансовом мире.6 Жизнь американских евреев тогда в основном направляла Реформа, ее целью было ассимилировать евреев, лишив их уважения к традиции. Эта реформистская ориентация официального организованного американского еврейства оказывала влияние и на последующие волны еврейской эмиграции в США.

Начиная с 1881 года, в Америку после убийства царя и последовавшей волны погромов двинулись русские евреи. За 10 лет переехало почти 200 ООО евреев, к началу двадцатого века 360 ООО, и за десять лет до первой мировой войны в США проживали почти 800 000 восточноевропейских евреев. К началу войны еврейское население в Америке достигло почти двух миллионов.

Вначале в США ехали через Броды, город в польской Галиции, потом через железнодорожные центры и порты, такие, как Лемберг (Львов), Краков, Бреслау, Берлин, Бремен, Гамбург, Брест, Гавр и Антверпен. Трудности абсорбции, долгий и тяжелый путь через Атлантику, неаккуратные продавцы билетов, самодовольные и чересчур бюрократичные иммиграционные офицеры, ошеломляющая новизна, к которой надо было привыкать, все это делало переезд незабываемым и часто тяжелым переживанием для большинства иммигрантов.

Русское еврейство, сорванное с мест «южными бурями» (эвфемизм погромов), жестокостью населения и бедностью, начало уезжать. Россия поддерживала это движение, рассчитывая с помощью Америки избавиться от нежеланных евреев. Князь Н. Игнатьев, член внутреннего кабинета царя Александра III, сказал: «Западная граница открыта для евреев. Евреи уже воспользовались этим правом, и их эмиграции не нужно препятствовать». А другой высший чин при этом заметил: «…западная граница открыта для евреев. Почему они этим не пользуются?» Много русских евреев, особенно бедных, молодых, авантюристичных и светских поняли этот намек.

1 Как ее называли на идиш: а голдене медина.

2 Оплоте реформированного иудаизма.

3 Многие из них были активными участниками германских социальных революций тридцатых-сороковых годов, либеральными и радикальными в политических и революционных взглядах.

4 Синагоги реформисты называют темпл — храм, по христианскому образцу.

5 Он был традиционнее других и пытался сохранить иудаизм в Америке в том виде, который ему казался жизнеспособным.

6 Но часть из них, особенно их потомства, отказывались признаваться в еврейском происхождении.

Руки помощи

 

Отношение Америки к иммиграции и, что более важно, к самим иммигрантам, было неровным, встречались высокомерие, предвзятое отношение и насилие. Насмешки над евреями были еще в ходу, а когда евреев становилось больше, реакция против них росла. Ирония судьбы заключалась в том, что существовала и процентная норма в высших учебных заведениях и некоторых районах США, где евреям запрещалось селиться, как в России, хотя подход, конечно, был мягче.

Но часто иммигрантов встречали доброжелательно. Не только евреи, что прибыли раньше, проявляли гостеприимство, но и нееврейские общины. Многие американцы сознавали, что эти бедные, напуганные, странные люди могут стать ценным приобретением. В общем, дружественное отношение Америки и ее роль «золотой страны» для преследуемых выразила молодая еврейская поэтесса тех лет Эмма Лазарус: 7

Дай мне усталых и бедных твоих,

Твои толпы, что жаждут свободно вздохнуть

И достичь спасительных берегов.

Пошли их, бездомных страдальцев ко мне.

Подниму я мой светоч над златыми вратами.

Евреи ощутили внутреннее тепло и доброжелательность и воспользовались новой возможностью. Уверенные в том, что в новом изгнании будет материально легче, они писали родственникам в Европу: «Приезжайте». Новые иммигранты, хотя сами боролись за кусок хлеба в новом месте, посылали деньги и билеты, ободряя родственников, друзей и земляков иммигрировать в Америку. И исход произошел! Оглядываясь назад, можно увидеть, что рука Творца, которая отправляла евреев из одного изгнания в другое, теперь указывала новый исход. Он был спасением, «оставшимся станом»8, который выживет и расцветет, когда Старый мир уничтожит еврейское население, жившее в нем больше тысячи лет.

Не все восточноевропейское еврейство воспринимало переезд положительно. Трудности пути и приспособления к новому окружению разрушали духовное состояние и традицию. Реформистская инфраструктура препятствовала попыткам новых евреев восстановить в Америке жизнь по Торе. Пройдут десятки лет, пока традиционные евреи почувствуют себя комфортабельно и уверенно в США. Общество помощи еврейским иммигрантам,9 Федерация еврейских филантропов, американская (особенно нью-йоркская) система общественных школ, — все они способствовали американизации евреев.

Многие из иммигрантов, стремясь к скорейшей и успешной ассимиляции, «бросали тфилин в ньюйоркской гавани», согласно выражению того времени. Строгое соблюдение закона, интенсивное изучение Торы и Талмуда, святость личной жизни — все было проблемой в Америке тех лет. Шести, а иногда семидневная рабочая неделя, отсутствие традиционной еврейской инфраструктуры и акцент на материальном успехе ослаблял религиозность. Даже когда родители боролись, чтобы это сохранить, дети часто отвергали традицию, ассоциируя ее с отчужденностью в обществе, отсталостью и бедностью. Это не ускользнуло от глаз лидеров традиционного еврейства Восточной Европы. Поэтому за редким исключением крупные раввины России не советовали ехать в Америку, даже в тридцатые годы двадцатого века. В результате, большинство гигантов еврейского духа, которые могли бы сформировать американское еврейство с самого начала, не приехали в США, оставив вакуум в ортодоксальном лидерстве, что проявилось в почти полном отсутствии ешив и полноценных религиозных школ.

Отношение организованного американского еврейства к евреям из Восточной Европы также различалось. Эти уже американские евреи — германские, культурные и ассимилированные, рассматривали своих неотесанных, говорящих на идиш, выглядящих по-еврейски и более традиционных братьев, с жалостью, презрением, сочувствием или гневом. Евреи с положением боялись, что их социальные достижения подорвут новые родственники, и пытались противостоять их приезду в Америку.

  • 20 марта 1882 года Общество помощи еврейским иммигрантам (не путать с последующим ХИАСом) отправило телеграмму в европейский комитет10, наблюдающий за еврейской иммиграцией в США: «Посылайте только неженатых беженцев. Никаких семей и крестьян». Еврейский объединенный благотворительный комитет отвечал:

Лишь немногих европейских евреев, которые прибыли сюда за последние годы, можно назвать беженцами по религиозным мотивам. Благородного сочувствия без вопросов, с которым обычно ветречали беженцев и жертв притеснений до 1884 года, нельзя ожидать к людям, которые рвутся в Америку просто, чтобы улучшить экономическое положение и социальные условия.11

Но преобладали все-таки традиционные ценности братства и гуманные соображения, глубоко запечатленные в еврейском характере и жизненном стиле Торы в течение тысяч лет. Новоприбывшим оказывали большую помощь. ХИАС, Еврейская ассоциация расселения бездомных, пресса на идише, Федерация благотворительности и местные организации, все работали вместе, чтобы помочь. Еврейская традиционная благотворительность и взаимопомощь была главной социальной задачей и качеством того времени. Евреи старались позаботиться о евреях. И уверенность в том, что братья помогут, придавала силы русским евреям в их решении ехать.

7 Потомок старой богатой сефардекой семьи, она родилась в 1849 году и умерла в 1887 году. Ее сонет «Новый колосс», отлитый в бронзе, помещен у подножия Статуи Свободы в Нью-Йорке.

8 Бытие 32:9.

9 Ведущая еврейская организация, помогающая иммиграции и иммигрантам.

10 Его в основном спонсировал парижский Альянс Исраэлит Универсель, он оперировал в Бродах и других основных центрах, через которые евреи переправлялись в США.

11 То же сообщал Госдепартамент США еврейским иммигрантам, стремящимся выехать из СССР в Америку в 1989 году.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?