Темы: Суббота, Выборы, Политика, Упование, Ицхак Зеев Соловейчик
Президентские выборы в США завершились. Через считанные месяцы «предвыборная лихорадка» охватит израильских политиков. Всё свободное пространство будет завешено плакатами и листовками, зимний воздух наполнится обещаниями и лозунгами, а уважающие себя партии выплатят солидное жалование политтехнологам и специалистам по рекламе. Но как показывает следующая история, лучшим политтехнологом является… сам Всевышний.
В 1927-м году в Бриске (Брест-Литовске) должны были состояться выборы в Совет еврейской общины. Эта организация обладала огромным весом, выполняя функции полноценного органа самоуправления. За водопровод и чистоту улиц отвечал муниципалитет, а вот функционирование системы образования, заключение браков и другие важные сферы являлись прерогативой Совета общины.
Ветра эмансипации делали свое. Фаворитами предвыборной гонки являлись нерелигиозные и даже антирелигиозные партии. Поддержка, который пользовались члены религиозного списка, была минимальной.
Раввин Бриска, р. Ицхак-Зеэв а-Леви Соловейчик, поначалу открыто не вмешивался в предвыборный процесс. Но после того, как стало ясно, что религиозный список ожидает поражение на выборах, раввин составил открытое письмо к членам общины. Он обрисовал неблагоприятную в духовном смысле атмосферу, сложившуюся в городе по вине движений, которые призывали к отказу от еврейских традиций. В завершение р. Соловейчик однозначно указал: тот, кто голосует за религиозных кандидатов, приумножает заслуги людей. Тот же, кто отдает свой голос нерелигиозным активистам, вводит их в грех! Раввин также напомнил, что голосование является тайным, и о его результатах знают только Б-г и сам проголосовавший…
85 лет тому назад печатные машины работали достаточно медленно. Пока письмо р. Соловейчика было набрано и размножено, наступила пятница. В полдень раввину сообщили: объявления готовы, можно расклеивать. К удивлению общинных активистов, р. Соловейчик наложил вето на пятничную расклейку. Он пояснил, что евреи, которые займутся распространением объявлений, могут нечаянно нарушить субботу, до которой остались считанные часы.
Активисты пытались повлиять на раввина. Они пугали р. Соловейчика, что его решение приведет к тому, что еврейской общине будет нанесен непоправимый ущерб. Городской раввин остался непреклонен: какие бы благие намерения ни имелись в виду, соблюдение шаббата превыше всего. Более того, чтобы ни у кого не было соблазна ослушаться, раввин потребовал отдать ему все напечатанные экземпляры.
Тем временем в противоположном лагере узнали о письме. Наскоро была подготовлена листовка, содержащая нападки и оскорбительные выражения по адресу раввина. Ее авторы потирали руки: ага, эти ортодоксы, небось, расклеят свои прокламации незадолго до наступления субботы! мы сделаем то же самое.
Когда закончилась вечерняя молитва, и жители Бриска вышли из синагоги, они были неприятно удивлены. Несмотря на определенную вольность нравов, осквернять субботу публично было не принято. А тут — на каждой улице орудуют кисточками расклейщики… Ознакомившись с содержанием объявлений, горожане удивились еще больше: чем вызваны все эти нелестные эпитеты и совершенно не принятые в цивилизованном обществе выражения? После окончания субботы р. Соловейчик дал разрешение на распространение своего открытого письма. На фоне пятничных прокламаций оно выглядело сдержанным и достойным. Через несколько дней состоялись выборы, на которых религиозный список одержал убедительную победу.
«Видите, — говорил впоследствии р. Ицхак-Зеэв а-Леви Соловейчик ученикам, — тщательное отношение к заповеди не только не может обернуться ущербом. Следование законам Творца оборачивается пользой и выгодой!»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?