Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек обязан действовать в соответствии с установленным Всевышним правилом: шесть дней работать, а на седьмой отдыхать. Однако изучение Торы изменяет природный мир.

3:6

Раби Нехунья, сын Аканы, говорит: «С того, кто принимает на себя иго Торы, снимают иго государства и иго повседневного труда. А на того, кто сбрасывает с себя иго Торы, накладывают иго государства и иго повседневного труда».

Это высказывание тоже связано с темой двух предыдущих, которые говорили о том, что Тора связывает человека с благословенным Б-гом. Именно поэтому здесь мишна утверждает, что с того, кто принимает на себя иго Торы, снимают иго государства и иго повседневного труда.

Тебе следует знать, что в мире действуют три различные силы, определяющих поведение человека. Во-первых, человек должен действовать в соответствии с установленным в мире порядком: пахать и сеять, обеспечивая себя всем необходимым, в чем человек нуждается согласно своей природе и устройству мира. Таким образом, человек подчинен заведенному в природе порядку.

Есть и еще одна сила, возвышающаяся над природой, и это — человеческое поведение, проистекающее из свободы выбора. С нею связаны правила поведения, которые определяет государство, решая, чего оно желает от человека, а чего не желает, и требуя исполнения своей воли. И установленному в государстве порядку человек тоже подчинен, поскольку он ведь обязан слушаться царя!

Третья же сила — это Б-жественная сила, то есть, то, как Б-г повелел миру действовать в соответствии с Торой, данной благословенным Б-гом.

Таким образом, человек в своем поведении подчиняется трем силам. Во-первых, он ведет себя в соответствии со своей природой и ее нуждами. Во-вторых, он следует повелениям царя, организующим общественный порядок. И, в-третьих, он подчиняется Б-жественным постановлениям, которые стоят над природой и над свободным выбором.

И вот мишна говорит, что, когда человек принимает на себя иго Торы, он переходит под прямую власть благословенного Б-га, и тогда с него снимают иго государства и иго повседневного труда, поскольку эти две силы принадлежат миру, и тот, кто подчиняется непосредственно Б-гу, не может одновременно подчиняться государству и природе. Об этом говорят наши мудрецы в первой главе трактата Авода зара (5а): Сказал раби Йоси: «Евреи приняли Тору с тем, чтобы ни ангел смерти, ни другие народы и языки не властвовали над ними, согласно сказанному (Теилим 82:6): Я сказал: Властители вы, и сыновья высших вы все; однако, как человек, вы умрете, и как любой из сановников, падете». Утверждение, что над ними не властен ангел смерти, означает свободу от подчинения природе: ведь именно в силу своей природы человек вынужден подчиниться ангелу смерти!

Свобода же «от других народов и языков» означает отмену необходимости подчиняться государству.

Таким образом, человек, избравший подчинение Б-жественной Торе, освобождается от необходимости подчиняться чему бы то ни было еще. В нашем трактате (6:2) об этом говорится: «И Скрижали — письмо Б-га они, высеченное (харут) на Скрижалях» (Шмот 32:16) — не читай харут (высеченное), а читай херут (свобода). Ибо свободен только тот, кто занимается Торой. И всякий, кто занимается Торой, возвышается… Таким образом, тебе стало ясно, что изучающий Тору возвышается, а раз так, он оказывается выше природы, то есть, правил, определенных мироустройством, и выше внеприродных, человеческих правил поведения; он становится свободным от обеих властей, о которых мы говорили выше.

И тебе следует понять, что имела в виду мишна, когда сказала, что свободен только тот, кто занимается Торой. Когда человек изучает Тору, он возносится над материальным миром, поскольку разум выше этого мира. Поэтому он и свободен от правил, которые устанавливает природа мира и законы государства: ведь они стоят на уровне этого мира, а изучающий Тору уже оставил этот уровень. Поэтому наша мишна говорит, что с такого человека снимают иго государства и иго повседневного труда. Разумеется, без пропитания человек не сможет прожить, и чтобы жить и заниматься Торой, он будет вынужден работать. Однако эта работа не будет для него игом повседневного труда, и все необходимое для жизни он будет добывать с легкостью. (Причина снова в том, что), приняв на себя иго Торы, он отныне полностью принадлежит благословенному Б-гу и вознесен над этим миром.

Если же человек сбрасывает с себя иго Торы, он тем самым погружается в этот, материальный мир, поскольку оставляет то (единственное), что может поднять его над ним. Поэтому на него налагаются иго государства и иго повседневного труда, власть которых — это власть этого мира; и это ясно.

И когда ты очень глубоко постигнешь слова мудрости, поймешь, каким образом с того, кто принимает на себя иго Торы, снимают иго государства и иго повседневного труда. Ведь в Храме Стол стоял с северной стороны; а Стол символизирует царскую власть и ее указания. С южной же стороны стояла Менора, семисвечник, символизирующий семь дней творения, то есть, природный мир. И мудрецам все это известно. Тора же находилась на более высокой ступени, поскольку и Стол, и Менора стояли в Святилище, соответствующем этому миру, а Тора находилась в Ковчеге, в Святая святых, символизирующей уровень высшего мира. И все это ясно тому, кто понимает слова глубокой мудрости.

И знай, что иго повседневного труда и иго государства — это две разные власти, как мы объясняли. Иго повседневного труда — это власть природного мира, а иго государства — это власть, не связанная с природой, но установленная людьми. Тора же превыше их обоих и освобождает человека от их власти, поднимая на более высокую ступень. И для понимающих этого достаточно.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?