Только что прошел праздник Шавуот, день Дарования нашему народу Торы. Приведем в этой рубрике ряд законов, связанных с заповедью преподавать Тору маленьким ученикам.
Известно, что ребенок свободен от соблюдения заповедей Торы, т.к. их выполнение обусловлено пониманием. Тем не менее, мудрецы постановили, что отец обязан обучать своего сына соблюдению заповедей. Что касается обучению самой Торе, то эта заповедь записана в ней самой. Причем еврей обязан обучать Торе не только своего сына, но и внука, ибо написано (Дварим 4): «И расскажи своему сыну и детям своего сына».
Как только мальчик начал говорить, сразу же надо приступить к его обучению. Вначале отец учит его словам «Тору заповедовал нам Моше…» и стиху «Слушай, Израиль…» А потом понемногу всему остальному.
Отец обязан обучать сына Торе сам или найти ему учителя, который сможет научить сына всей Торе. Если отец не может найти учителя, который обучит его бесплатно, то нужно нанять за деньги педагога, который будет учить и Устной Торе и Письменной.
Отец обязан не только оплатить труд учителя, но и содержать сына все годы его учения; например, обеспечивать всем необходимым, включая пропитание, если он учится в другом городе.
Всякий ученый обязан обучать не только сына и внука, но и всех учеников, сколько бы их к нему не пришло. Мудрецы постановили платить учителю маленьких детей зарплату из общественной кассы (куда вносят взносы все члены общины), не деля учеников на бедных и богатых.
Учитель (по-еврейски меламед) обязан учить своих учеников весь день и часть вечера, чтобы они привыкли учиться «денно и нощно». В классе (в хедере) не должно быть больше 25 учеников, в противном случае нанимают помощника.
Тот, кого отец не обучил Торе, должен учить себя сам с того возраста, когда осознает это.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?