Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История жизни двух мудрецов эпохи Талмуда

Абае (4038 /278/ — 4098 /338/) происходил из рода коэна Эли — первосвященника из Шило (Рош ашана 18а). Он был учеником рава Йосефа бар Хии и относился к нему с великим почтением (Кидушин 33а, Недарим 41а). Абае учился также у Рабы, который приходился ему дядей. В раннем детстве Абае остался сиротой и воспитывался в доме Рабы.

В Талмуде рассказывается, что однажды, когда еще совсем маленькими детьми Абае и его друг Рава начинали изучать Тору, Раба спросил у них:

— К кому обращены наши молитвы?

Малыши ответили:

— К Милосердному.

— А где Милосердный пребывает? — уточнил учитель.

В ответ Рава указал пальцем вверх на потолок, а Абае выбежал на улицу и показал на небо. Раба предсказал, что они оба вырастут мудрецами (Брахот 48а).

Позже Абае учил Тору вместе с р. Йосефом бар Хия, а после его смерти в 4083 /323/ году возглавил ешиву Пумбедиты (Гитин 60б, Раши).

Даже в великом поколении мудрецов Талмуда Абае выделялся остротой ума. Ближайшим другом и постоянным оппонентом Абае на протяжении всей его жизни был Рава. Их острые аналитические дискуссии, отмеченные самыми неожиданными поворотами мысли, в значительной степени определили облик Вавилонского Талмуда. Эти дискуссии получили название Вопросы Абаи и Равы или Шакла вэтарья (дословно — торг). Особое внимание Абае и Рава уделяли тем вопросам еврейского закона, которые еще не получили достаточных объяснений.

Рава стал главой ешивы после Абаи. Он учился у рава Нахмана бен Яакова в городе Махоза, недалеко от Пумбедиты. В последние годы жизни Равы многие знаменитые амораи[1] Святой Земли, спасаясь от преследований, прибыли в Вавилонию. Они привезли с собой традиции ешив Эрец Исраэль, некоторые неизвестные в Вавилонии алахические решения и барайты. Рава скончался в 4112 (352) году.

РАВ АШИ

Величайшей фигурой, удостоившейся объединить всех мудрецов своего поколения и собрать воедино традицию изучения Устной Торы в Эрец Исраэль и в Вавилонии, был рав Аши. Он снискал уважение и признание еврейского народа, и даже Рейш Галута — официальный руководитель евреев Вавилонии — преклонялся перед ним. Наши благословенной памяти мудрецы говорили: «Со времен Раби (р. Йеуды Анаси) и до рава Аши величие и знание Торы не соединялись в одном лице».

В молодости рав Аши учился во многих ешивах Вавилонии, что дало ему возможность собрать огромное количество материала. Он возобновил деятельность сурской ешивы в городе Мата Махсэя. Пятьдесят шесть лет рав Аши руководил этой ешивой. Рядом с ним все это время находился его друг — Равина Первый.

Рав Аши дважды прошел со своими учениками весь Талмуд. Как правило, каждые полгода изучался новый трактат, однако иногда за этот срок успевали проходить даже два или три небольших трактата. Главной задачей рава Аши и Равины была систематизация Талмуда. Они собрали огромный материал и распределили его по трактатам. Талмуд приводит алахические рассуждения в той же форме, в которой проходила дискуссия между амораями.

В связи с тем, что со времен Равы многие мудрецы Эрец Исраэль переехали в Вавилонию, рав Аши счел необходимым ввести в текст Талмуда мнения мудрецов Святой Земли. Таким образом, мнения р. Йоханана, Рейш Лакиша, р. Ами, р. Аси вошли в Вавилонский Талмуд. Вавилонский Талмуд в сегодняшнем его виде представляет собой собрание изучения Устной Торы всеми еврейскими мудрецами.

Талмуд — это книга, связывающая нас с поколениями танаев[2] и амораев, книга, объединяющая евреев всех стран рассеяния. Изучающий Тору, приехав на новое место, в новую страну, находит там такие же тома Талмуда, как и на своей родине, и обнаруживает своих единомышленников, погруженных в изучение Талмуда.

Рав Аши умер в 4187 (427) году. Его ученики не прекращали работу, продолжая дополнять Талмуд. Сын рава Аши принадлежал к последнему поколению амораев, продолжавших работать над Талмудом, а Равина Второй был последним амораем, который завершил редакцию Талмуда. Он умер в 4260 (500) году.


[1] Эпоха амораим продолжалась с 200 до 400 годов н.э. Ее название происходит от слова «амора» — мудрец Талмуда. Письменное наследие амораим — Иерусалимский и Вавилонский Талмуды.

[2] Танаи — мудрецы, жившие на протяжении практически всего времени существования второго Храма. (Тана — в буквальном переводе означает учитель Мишны в арамейском произношении.

из журнала «Мир Торы»

Читайте также: тематический обзор Абае


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?