Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.

До Пурима осталось совсем немного. Сейчас самое время вспомнить события, послужившие причиной веселому празднику. В конце статьи приведен отрывок из Мидраш Раба, — чтобы поразмышлять над ним.

Примерно за три с половиной века до принятой эры престол могучей Персидской империи, в которую входило более сотни стран, занял Ахашверош (по-гречески Артаксеркс), женившийся на Вашти, внучке бывшего властителя Вавилона — Невухаднецара (Навуходоносора), того самого, что разрушил Первый Иерусалимский Храм. О евреях того времени известно, что, разбросанные по всей империи, они отлично адаптировались в тогдашних условиях и скорее всего растворились бы в окружающих народах, если бы… не антисемиты. Что произошло? В результате дворцовых интриг царь развелся с царицей и объявил, что намерен найти новую жену. Волею случая его выбор пал на Эстер, родственницу Мордехая, главы еврейской общины. Свою национальность она от царя утаила, а тот был без ума от красоты и мудрости новой царицы. В те же дни Мордехай раскрыл антиправительственный заговор, за что его имя было занесено в государственные книги. После этих событий государь возвысил своего клеврета, амалекитянина Амана…

Вы еще не забыли про народ Амалека? Эсав, сын Ицхака, ненавидел своего родного брата Яакова. Убить его он завещал своим прямым потомкам. Народ Амалека, внука Эсава, первым напал на евреев, когда те вышли из Египта. Из этого народа и происходил злобный антисемит Аман.

Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев. Царь согласился с планом Амана по «окончательному решению еврейского вопроса». Был выбран день, когда «гнев народа обрушится на головы предателей и космополитов». Узнав о смертельной опасности, нависшей над потомками Авраама, Ицхака и Яакова, Мордехай объявил общенациональный пост. На третий день поста Эстер внезапно предстала перед царем. Удивленный нарушением придворного этикета, царь спросил, чего она просит. В ответ царица пригласила его на пир — вместе с первым министром Аманом. Пир прошел, как говорится, в теплой дружеской обстановке. Последовало приглашение и на второй день пира. Радостным вернулся Аман домой. То был триумф его карьеры: пировать наедине с царской четой! Лишь одно продолжало смущать его душу — существование Мордехая. «Зачем ждать назначенного срока? — посоветовала жена. — Коль ты сидишь рядом с царем, то попроси особого разрешения повесить одного Мордехая, не дожидаясь дня-Х». Аман бросился к царю. А у того приключилась бессонница, и, чтобы скоротать время, он велел принести памятные книги, где и вычитал про забытый заговор. «Как наградили тогда Мордехая?» Оказалось, никак. А тут милый Аман сидит в приемной. «Позвать Амана!» И не успел тот войти, как на него обрушился вопрос: «Как поступить со спасителем короны?» Думая, что речь идет о нем, Аман предложил отметить героя особыми государственными мероприятиями. Как же он расстроился, когда оказалось, что отмечен будет Мордехай!

Мероприятия прошли тем же утром, а вечером, на втором пиру у царицы, Аман был окончательно повергнут. Злодея повесили, а «у евреев были свет, веселье и радость». Вместо еврейских погромов по империи прокатилась волна превентивных ударов. Спасшиеся антисемиты ушли в подполье…

* * *

А теперь Мидраш Раба. Оказывается, обратившийся к царю с просьбой дать разрешение на уничтожение евреев Аман неожиданно наткнулся если не на отказ, то на возражение. Ахашверош сказал: «Против евреев нельзя воевать. Посмотри, что сделалось с великими царями прошлого, поднявшими на них руку. Лучше евреев не трогать!»

Аман настаивал. Тогда Ахашверош призвал мудрецов из других народов. Те заявили: «Любой заговор против евреев будет разбит, а его зачинщики пострадают. Потому что на их стороне Творец мира». Ибо сказано (Йирмеяу 33): «Если бы не Мой союз (с евреями), не установил бы Я день с ночью и законы неба и земли» (т.е. не создал бы мир). На что Аман ответил: «Так было раньше. Но теперь, когда еврейский Храм стоит в развалинах, а они сами разбросаны по всему миру и нет народа, который бы их уважал, — теперь нечего бояться их Б-га. Он отвернулся от них». Этот ответ мудрецы сочли обоснованным и дали свое согласие на «акцию». Пошел радостный Аман посмотреть, чем занят Мордехай. А тот в это время разговаривал с детьми, идущими из хедера. «Что вы учили?» — спросил Мордехай. Один привел стих из Мишлей: «Не бойся внезапного ужаса и бедствия от грешников, которое наступает». Другой произнес стих из пророка Йешаяу: «Задумывайте зло (против евреев) — оно расстроится; изрекайте решение — ему не бывать. Ибо с нами Б-г!» Третий прочел оттуда же: «До (вашей) старости Я (с вами), до древности (вашего народа) буду терпеть; Я создал, Я носить буду и терпеть, Я спасу». Обрадовался Мордехай. А Аман почему-то опечалился.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?