Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Пятикнижие (Письменная Тора — Тора шебихтав) — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена?

Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Тора утверждает всеобщую и вечную истину: Б-г — един, человек не покинут в мире, у жизни есть и смысл, и цель. Тора свидетельствует, что человеку под силу его роль во Вселенной, ибо Всевышний наделил его свободой воли». Неудачи — не повод для отчаяния: Всевышний предоставляет человеку возможность раскаяться и начать сначала. Тора преподносит в дар человеку самый высокий призыв — «будьте святы», и учит его, что «любовь к ближнему» и есть путь к Всевышнему.

Тора указывает путь совершенствования личности, описывая дела и помыслы людей, начиная с Сотворения мира. Она рассказывает об испытаниях и страданиях, выпадающих человеку на пути к совершенству. Она руководит им и поддерживает его в движении к духовным высотам. Тора — это не история человечества в обычном смысле. Это скорее история нравственного очищения, анализ того, чем может быть человек.

В иудаизме Тора — Книга жизни, ибо она рассматривает все без исключения аспекты человеческого существования. А это значит, что она обращена к каждому человеку, независимо от его способностей, качеств или обстоятельств жизни. Каждый находит себя в ее сюжетах.

По мнению еврейских мудрецов, само существование Торы указывает на ее Б-жественное происхождение, так как она превосходит творческие возможности человека. Нечеткие и не определенные утверждения о том, что Б-г существует, что Он создал человека по Своему образу и подобию, что у человека есть душа, являются высочайшими духовными откровениями. Ни одна истина не повлияла так на историю и поведение человечества, как истина о единстве Б-га. Ни одно слово не выглядело во все времена столь новым и необходимым, как слово Торы. Ее откровения о свободе воли человека, о его потенциальной способности к освящению, о возможности раскаяния демонстрируют мудрость, не присущую смертному. Такие понятия, как Машиах, спасение, Шабат, пророчество, жизнь в будущем мире, раскаяние, слишком глубоки для того, чтобы быть плодами человеческой мысли. Ни одна книга так не любит и не уважает человека, как Тора, и не сострадает ему сильнее в час печали и горя. Тысячелетиями человек изучает ее и находит там руководство в любой области. Ничто и никогда не сможет заменить Тору.

Все это приводит к пониманию, что Тора могла быть дана только свыше. Ничто из созданного человеческим интеллектом по уровню даже не приближается к этой необыкновенной книге; вот почему невозможно представить себе, будто Тора сочинена человеком. Так что вопрос не в том, написана ли Тора Всевышним, а, скорее, способен ли человек написать Тору?

Тем не менее современный человек привык отрицать концепции Торы. Его интеллект отказывается принять систему ее рекомендаций, так как его психика, возможно, ощущает для себя угрозу в ее содержании. Ведь как только человек начинает понимать ее призыв, он должен либо изменить свою жизнь, либо признаться в собственной несостоятельности.

Тора учит человека «быть», а не «иметь». Она определяет свободу не как отсутствие ограничений, а как возможность жить в соответствии с правилами, данными свыше, и это, согласно Торе, и есть основа счастья. Такое понимание совершенно чуждо обществу, все ценности которого основаны на эгоизме, приобретательстве и честолюбии. Тора призывает человека: стань тем, кто ты есть. Такой подход резко отличается от принципов современной социальной системы, в которой человек есть то, чем он владеет^, в которой слова «неимущий» и «неудачник» — синонимы. Тора же видит достоинства лишь в том, кто стремится стать лучше. Она отвергает светский гуманизм — как тот, что понимает под счастьем сексуальную вседозволенность, так и тот, что воспевает власть и успех. Тора противостоит тем, кто поклоняется себе, а не Всевышнему.

Корни Торы лежат в мире, не известном обычному человеку — в мире духовном, а не материальном. Тора записана в доступной человеку форме, но сущность ее остается Б-жественной. Тора — это Откровение о том, как Небо влияет на землю, как всякий поступок и событие отражает в себе взаимодействие между духовным и материальным. Каждое ее предложение, слово и буква находятся в гармонии с высшей истиной. Неудивительно поэтому, что ее сюжеты и требования неожиданны для человека. Концепции Торы о добре и зле, истине и заблуждении, правосудии и несправедливости часто радикально отличаются от представлений современного человека. То, что принято считать высоким, с точки зрения Торы может оказаться низким, поскольку большинство людей пользуется земными критериями, тогда как Тора опирается на Б-жественные нормы. Шкала критериев Торы — много реальнее истины ощущений; это мера правды, которая позволяет человеку ощутить на земле ароматы Небес.

Согласно Каббале, Тора призвана восстановить Б-жественное Присутствие в материальном мире. Каждая исполненная заповедь влияет на состояние Вселенной и «приближает конечное исправление нарушенной связи между духовным и материальным мирами. Хотя Тора — книга из “библиотеки” высшего, святого мира, она написана языком, понятным человечеству. Для человека Тора ключ к тайне его назначения в мире. В ней человек находит все, что было, есть и будет. Не связанная временем и пространством. Тора дает возможность человеку войти в измерение, основанное на истине и мудрости. Ее гемы и указания имеют более глубокое значение, чем мы можем себе представить. Запрещение таких греховных действий, как прелюбодеяние или кража, в духовной плоскости столь же существенно, как в материальной. Все, что рассказывается об Аврааме, Ицхаке и Яакове, это не только сообщение об исторических событиях, но и отражение событий в высших мирах. А раз так, то человеку нужно руководство для понимания Торы. Даже если он способен самостоятельно понять сюжетную линию, то ведь в Торе содержатся еще и аллегорический, мистический и многие другие уровни. Почувствовать святость этой уникальной книги можно только поняв ее во всей полноте. Поэтому, чтобы дать человеку возможность воспринять такой объем. Всевышний даровал ему Устную Тору (Тора шебеальпе), состоящую из объяснений, правил написания и трактовки текста, формулирования логических заключений, с помощью которых тот может открыть для себя ее уровни и тайны.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?