Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раби Ханина бен Доса был учеником раби Йоханана бен Закая

Мишна, которую мы обсуждали, преподана нам от имени раби Ханины бен Досы. Было бы поучительно рассмотреть мишну той же главы, цитирующую похожее поучение раби Элазара бен Азарии.

Для начала представим исторический фон, который поможет оценить взаимоотношения этих двух мудрецов. Как известно, раби Ханина бен Доса был учеником раби Йоханана бен Закая. Он был одним из первых учеников раби, что следует из истории, приведенной в трактате Йевамот 16a. Раби Йеошуа, раби Элазар бен Азария и раби Акива навестили старого мудреца. Раби Ханина бен Доса был знаком с раби Йеошуа. Он слышал об «Акиве бен Йосефе, чья слава гремела от края до края Земли», но, в силу своей слабости лишенный возможности посещать бейт-ваад, никогда не видел его. Что касается раби Элазара бен Азарии, то он даже не подозревал о его существовании. Когда раби Йеошуа представил ему юного гения, Ханина воскликнул: «Неужели у моего друга Азарии родился сын!» Так что разница в возрасте между раби Ханиной бен Досой и раби Элазаром бен Азария должна быть огромной.

Исходя из этого, мы можем с уверенностью сказать, что раби Элазару бен Азарии было известно то, чему раби Ханина бен Доса учил в той мишне, которую мы только что разобрали. Он знал, что сказал этот мудрец по поводу взаимоотношений יראת חטא, מעשיו מרובים и חכמה. Соответственно, мы должны рассматривать его поучение, которое также обсуждает взаимоотношения созерцательных размышлений и практических действий, в качестве своего рода комментария к тому, что уже сказал раби Ханина бен Доса.

Чему же он нас учит?

Он учил: с чем можно сравнить того, чья мудрость превосходит его добрые дела?

הוא היה אומר: כל שחכמתו מרובה ממעשיו, למה הוא דומה?

С деревом, у которого много ветвей, но мало корней.

לאילן שענפיו מרובים ושרשיו מעטין

Но с чем можно сравнить того, чьи добрые дела превосходят его мудрость?

אבל כל שמעשיו מרובים על חכמתו, למה הוא דומה?

С деревом, у которого мало ветвей, но много корней

לאילן שענפיו מעטים ושרשיו מרובים

Чем сказанное раби Элазаром бен Азарией сильнее сказанного раби Ханиной бен Досой?

Секрет, конечно, в неожиданности метафоры. Такое сравнение противоречит нашей интуиции, потому что, согласно нашим ожиданиям, мудрость должна быть описана как корень, питающий добрые дела, а добрые дела — как плоды, произрастающие из мудрости. Так мы поняли слова мишны раби Ханины бен Досы о יראת חטא и מעשים. Благочестивость должна стать источником мудрости, а добрые дела, которые своей полнотой преуменьшают חכמה, должны произрастать из мудрости.

Раби Элазар бен Азария, переворачивая все отношения с ног на голову, дает нам очень важный урок: סוף מעשה במחשבה תחלה, т.е. именно окончательный результат свидетельствует о первоначальном замысле. Если от корней зависит формирование плодов, то плоды и только плоды оправдывают нашу заботу о корнях. Следовательно, мир раби Элазара бен Азарии этоעליונים למטה ותחתונים למעלה — «Те, кто были наверху, теперь внизу. Те, кто были внизу, сейчас наверху». מעשים, «добрые дела», — это корни, которые служат единственной причиной и оправданием חכמה — «мудрости».

Вот мы и подошли к концу наших размышлений на тему мудрости в ПиркейАвот. В конце концов, все мишнайот, которые мы рассмотрели, являются всего лишь комментарием к книге Коэлет, центральная тема которой — поиск и приобретение мудрости.

סוף דבר הכל נשמע. את הא-להים ירא ואת מצוותיו שמורכי זה כל האדם.

«КОНЕЦ ВСЕГО — ВСЕ БУДЕТ УСЛЫШАНО. БОЙСЯ Б-ГА И СОБЛЮДАЙ ЕГО ЗАПОВЕДИ, ИБО (ТОЛЬКО) В ЭТОМ ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЙ ЕГО ПОЛНОТЕ».

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?