Из цикла «Тания», темы: Раби Шнеур-Залман из Ляд, Душа, Каббала, Тания, Связь с Творцом
Есть еще прямой путь, лежащий перед человеком, — заниматься Торой и заповедями ради них самих через свойство нашего праотца Яакова, мир ему, свойство милосердия, [то есть] сначала пробуждать в мысли своей великое милосердие пред Всевышним к искре Б-жественного, оживляющей человека, [искре], которая низошла от Источника своего, Жизни жизней, Эйн Софа, благословен Он, наполняющего все миры и окружающего все миры, перед Которым все как небытие, и облеклась в змеиную кожу[1], далекую от света лика Царя абсолютным отдалением. Ибо мир этот — крайнее [вместилище] грубых «клипот» и т. д. А особенно когда человек вспомнит обо всех своих поступках, и словах, и мыслях со дня своего появления на свет, и они не добры, и Царь «пленен в потоках»[2], «в потоках мысли», ибо «Яаков — доля [хевелъ] наследия Его»[3]. И как потянувший веревку [хевель] и т. д., и это — тайна изгнания Шхины. И сказано об этом: «И возвратится ко Всевышнему, и смилостивится над ним»[4], — пробудит великое милосердие к имени Всевышнего, пребывающего с нами, как сказано: «Пребывающий с ними в их нечистоте»[5]. И сказано об этом: «И поцеловал Яаков Рахель, и вознес голос свой, и заплакал»[6]. Ибо Рахель — Кнесет Исраэль [собрание Израиля и источник всех душ][7]. И Яаков — в высшем атрибуте, соответствующем ему, в атрибуте Рахамим [милосердия][8], что в мире Ацилут, пробуждает к ней великое милосердие[9]. «И вознес голос свой» ввысь, к Источнику высшего милосердия, который называется «Отец милосердия», и его источник, «и заплакал», дабы пробудить и привлечь оттуда великое милосердие ко всем душам и к источнику Кнесет Исраэль, чтобы поднять их из изгнания и соединить их с высшим единством света — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, категорией поцелуев, и это — единение духа с духом, как сказано: «Пусть он целует меня поцелуями уст своих»[10], и это — соединение речи человека с речью Всевышнего, то есть Галаха, а также мысль с мыслью и действие с действием, и это — действие исполнения заповеди, — а особенно благотворительности и добрых милосердных поступков. Ибо доброта [хесед] — правая рука [Всевышнего][11], и это на самом деле категория объятия, как сказано: «И правая рука его меня обнимает»[12]. А когда занимаются Торой при участии речи и при углублении в нее мыслью, это на самом деле категория поцелуев. Таким образом может человек прийти к великой любви, явно проявляющейся в сердце его, как указано о Яакове: «который избавил Аврагама»[13], как о том говорится в другом месте[14].
[1] Тело названо кожей, так как оно — одеяние души, как сказано в книге Ийов (19:11): «Кожей и плотью Ты облек меня». Змеиной она названа потому, что с телом связано отвращение (ср. гл. 31). (Из пояснений последнего Любавичского Ребе.)
[2] Шир гаширим, 7:6. Эта фраза имеет несколько толкований, связанных с различными значениями слова регатим. Здесь — «бег», «движение». См. также Тания, часть 3, гл. 7.
[3] Дварим, 32:9. Слово хевелъ имеет также значение «веревка». См. Тания, часть 3, гл. 5, примечание.
[4] Здесь возможны два толкования: «над ним» и «над Ним».
[5] Ваикра, 16:16.
[6] Берейшис 29, 11.
[7] Так же, как души праотцев связаны с Б-жественными атрибутами Хесед, Гвура и Тиферет, душа Рахели связана с атрибутом Малхут, а Малхут — Кнесет Исраэль, источник всех душ евреев, первый источник которых — в сущности Всевышнего.
[8] Свойство сфиры Тиферет.
[9] Милосердие, атрибут Яакова, в мире Ацилут. Великое милосердие неизмеримо выше него, оно не связано с пределами миров и порядком их нисхождения. С пробуждением великого милосердия Б-жественный свет светит внизу безмерно, как и наверху.
[10] Шир гаширим, 1:2.
[11] Тикуней Зогар, 1.
[12] Шир гаширим, 2:6.
[13] Йешаягу, 29:22.
[14] Ср. конец гл. 32.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?