Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам

Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам? В норме объяснение удовлетворяет слушательниц, если удаётся найти аналогию.

Я спросил:

— Шошана (моя супруга) — гостеприимная?

В ответ всякие междометия и восклицания:

— Ещё бы! — Конечно! — и так далее.

Выдержав паузу, я добавил:

— Авраам был ещё гостеприимнее. Мне никто не возражал, но никто и не поверил.

О гостеприимстве моей супруги слагают легенды. Многие злоупотребляют, но что есть, то есть. У неё это природное. Я же гостеприимством никогда не отличался. Терпимость к гостям ко мне пришла в зрелом возрасте, уже после возвращения к Б-гу. И то не сразу и не в тех масштабах. Но вы же знаете — гостеприимство, как любое качество, не всегда безобидно.

Лет 20 тому назад у моей супруги были проблемы со здоровьем. Я договорился с врачом-шахматистом Коно Чхартишвили, что мы с женой придем к нему в пятницу до 5 часов в больницу. В 2 часа дня собрались выходить. В этот момент к супруге зашла её дальняя родственница, которую мы видели в первый и последний раз. И начался «сумасшедший дом». Меня услали за арбузом и фруктами. В итоге мы вышли из дому в половине шестого, и врач давно ушёл.

Жена обратилась к дежурному врачу, тот взял деньги, что-то вроде бы сделал и попросил, чтобы супруга осталась в больнице до понедельника.

В понедельник утром я её навестил, мне сказали, что через несколько часов её выпишут, и она отправила меня домой за вещами. Я вышел. У входа в больницу встретил тёщу. Та попросила: «Покажи мне, где палата?». Я неожиданно сразу согласился. Супруга удивилась: «Чего ты вернулся?» — «Меня твоя мама попросила». И вдруг Шошана потеряла сознание.

Я бросился бежать от неё. Супруга рассказала, что последнее, что она помнила: что я убегаю со страшной скоростью. Жена теряет сознание, а муж убегает?

Наверное, читатели уже успели меня обругать. Я знал, куда бежать. Врач Коно с улыбкой сказал мне: «Ничего страшного, поднимись к жене», и начал звонить, чтобы готовили операционную. Со всех сторон набежали врачи, началась операция. У супруги открылось кровотечение, ещё минута, и все бы было кончено.

Прошло три часа. Вышла врач. Спросила, какая у меня группа крови, сказала, что не могут остановить кровотечение. Я начал молиться, по-моему, первый раз в жизни. Вдруг у двери операционной показалась невысокая хрупкая женщина в белом халате, я решил, уборщица. Она позвонила, ей не открыли. Тогда она начала бить ногой в дверь и ругаться как последний сапожник. Я удивился: почему уборщица вдруг ругается? Та, которую я принял за уборщицу, оказалась профессором Эристави. Кто-то из врачей привез её из дома, она ворвалась в операционную и спасла мою супругу. Кстати, она была из древнего княжеского рода.

После операции в Тбилиси было жарко и рана долго не заживала. Коно посоветовал срочно поменять климат. Мы выехали в Южную Осетию, Джава. Я никогда не встречал настолько доброжелательных и гостеприимных людей! Незнакомые люди угощали нас фруктами, местным видом хачапури — хабижин. В общем, гостеприимство нас чуть не погубило, гостеприимство же нас и выручило. А через несколько лет началась война.

Кстати, я не хочу никого обвинять, я просто констатирую, что в командировках в Москве, когда мне хотелось чего-либо добиться, я сознательно усиливал грузинский акцент. А теперь надо бы абхазский?

Продолжим тему гостеприимства. Авраам на третий день после обрезания сидит у входа в шатер и поджидает гостей. Всевышний устроил зной, чтобы никто не выходил на улицу. Дать праведнику время подлечиться, отдохнуть от гостей. Авраам трагически страдает, возможно, его обуревают сомнения — что, если люди начали избегать его после обрезания? Возможно, он с моей супругой «одного поля ягоды»?

Всевышний не способен переносить страдания праведников и посылает к Аврааму своих ангелов. Я помню, к моей дочке должен был приехать в гости человек, которого мне было неприятно видеть. Учитель сказал мне: «Ты можешь с ним не встречаться, но ты не имеешь права запрещать человеку проявлять гостеприимство!»

Ангелы появляются именно в тот момент, когда Авраам общается со Всевышним. И он прерывает контакт и бежит встречать гостей! Почему? Потому, что любой умный царь понимает, что настоящее выражение почета — это не когда ему шаркают ножкой, а когда выполняют его законы. Творец установил закон гостеприимства. Однажды я спросил Учителя:

— Сколько времени я должен отдавать Торе, книгам и так далее?

— Любое дело, которое ты делаешь, делай на 100% или не делай вообще, — был ответ.

Авраам полностью отдается мицве гостеприимства, вовлекая всё новых участников. Не считаясь со временем и расходами. Но есть вопросы, в которых он не боится обидеть гостя. Полагая, что пришедшие — кочевники-арабы, он требует от них смыть с ног пыль, которой они поклонялись. А также — поблагодарить после трапезы Всевышнего. Если гости откажутся, то гостеприимством Авраама им воспользоваться не придётся. Праведник понимает, что все, что у него есть, ему дал Всевышний. Любое пренебрежение Им, в частности идолопоклонство, недопустимо.

Тора рассказывает дальше очень странную историю — о гостеприимстве Лота, племянника Авраама. Покинув праотца, гости (ангелы) идут к Лоту, живущему в городе Сдом. А в Сдоме гостеприимство приравнивается к государственной измене. Почему? Город богатый, и его жители боятся, что вот пустишь одного, другого, и они всё сожрут. Логично. И мы видим тому множество примеров. Помните, как в благоустроенном Ливане, «ближневосточной Швейцарии», приютили бедных палестинцев — и что вышло?

Логично, но преступно, потому что «любое собрание не во имя Всевышнего не устоит». Да и современная история подкидывает нам случаи неправоты сдомитян. В какой стране мира есть статус «беженца» — то есть того, кому было дома плохо и кого надо поэтому приютить? Правильно, в Америке. Вот страна, пусть и с некоторыми оговорками, процветает. И наверно, если бы принимала гостей ещё больше от души, процветала бы без всяких оговорок.

Но вернёмся в Сдом. Лот, воспитанный Авраамом, даже рискуя жизнью, проявляет гостеприимство в отношении ангелов. А те пришли разрушить Сдом. Главное обвинение на небесах: злость и издевательство над прохожими. И теми, кто дал им приют.

И что же? Может быть, это сохранённое стремление к добру позволило ангелам спасти ему жизнь? Нет. Мидраш говорит, что Лота спасла молитва Авраама. Авраам молился за всех жителей Сдома, но его молитва помогла только Лоту и его дочерям. Неисповедимы пути Г-сподни!

Впрочем, всегда ли они так уж неисповедимы? Говорят мудрецы, что «благословение на пустое место не падает». Вот и здесь молитва гостеприимного праведника Авраама помогла человеку, у которого было сходное свойство — гостеприимство.

Чем же отличается Лот от Авраама? Гостеприимство его сохранилось по традиции, вне системы заповедей. Поэтому оно не связано со Всевышним, и Лот переходит границу допустимого. Он рискует не только своей жизнью, что само по себе преступно, но жизнью всей семьи. В мире истины его бы спросили: «Тебя кто-либо звал? Зачем ты тащил их к себе в дом?» Кроме того, он, пытаясь откупиться от возмущённой его «преступлением» толпы, пренебрегает честью дочерей, что тоже категорически запрещено. «Дорога в ад устлана благими намерениями».

И всё-таки, Лот и две его дочери спасаются! Приглашайте гостей, друзья!


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?