Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О пророках.

26-я заповедь — запрещение пророчествовать именем идола, утверждая, что Ашем повелел служить этому идолу или что сам идол повелел себе служить, обещая за это награду и угрожая карой ослушникам; так утверждают, например, пророки Бааля и пророки Астарты. В Писании не содержится особого запрета пророчествовать именем идола, однако указывается, что тот, кто пророчествует от имени идола приговаривается к смертной казни. Вот Его речение: «Пророк… который будет говорить именем иных богов, — смерти подлежит такой пророк» (Дварим 18:20). И эта смертная казнь осуществляется через удушение, согласно общему правилу: смертная казнь, названная в Торе без уточнения, осуществляется через удушение.

В «14-ом принципе», содержащемся в предисловии к этому сочинению, мы уже упоминали, что, если Писание налагает наказание за какой-то проступок, значит существует соответствующая запрещающая заповедь. И действительно, запрет пророчествовать именем идола содержится в речении: «Имени других богов не упоминайте» (Шмот 23:13) — ведь одно речение может предостерегать от целого ряда запрещенных действий (НД 14), и в то же время не рассматриваться в качестве единого, обобщающего запрета (лав шебихлалут), поскольку в Торе указано наказание за совершение каждого из этих запрещенных действий в отдельности. И в своем месте (см. Предисловие, 9-й принцип) приводились примеры этому.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 11-ой главе трактата Санхедрин.

27-я заповедь — запрет ложного пророчества: когда лжепророк говорит от имени Ашема слова, которые от Него не слышал, или же приписывает себе пророчество, с которым Ашем, да будет Он превознесен, обратился к другому пророку. Так или иначе, лжепророк утверждает, что Ашем говорил ему некие слова, которые не были ему сказаны.

Этот запрет проистекает из Его речения: «А пророк, который дерзнет говорить Моим Именем то, чего Я не повелел ему говорить… — смерти подлежит такой пророк» (Дварим 18:20). Нарушитель этого запрета также карается удушением. И при перечислении тех, кто карается удушением, упомянуто: «…и лжепророк» (Санхедрин 89а). И там же сказано: «Три вида лжепророков караются по приговору суда: “…пророк, который дерзнет говорить Моим Именем…” — это говорящий то, что не слышал; “…то, чего Я не повелел ему говорить” (ему не повелел, а другому повелел) — это тот, кто приписывает себе чужое пророчество; “…который будет говорить именем иных богов” — это говорящий от имени идола. И обо всех трех сказано: “…смерти подлежит такой пророк” — смертная казнь, названная в Торе без уточнения, совершается через удушение».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 11-ой главе трактата Санхедрин.

28-я заповедь — запрещение прислушиваться к словам пророка, говорящего от имени идола: нам запрещено расспрашивать его о подробностях или говорить ему: «Дай нам знак и приведи доказательства, что твое пророчество верно», как мы говорим тем, кто пророчествует от имени Ашема. Но, если мы слышим, как кто-то пророчествует от имени идолов или небесных тел, мы должны предупредить его, что он совершает преступление, запрещенное Торой, — так же, как мы обязаны предупредить любого преступника. И если он будет настаивать на своем, с ним следует поступить, как предписывает закон Торы, не взирая на его знамения и доказательства.

Этот запрет содержится в Его речении, да будет Он превознесен: «Не слушай речей пророка того…» (Дварим 13:4).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 11-ой главе трактата Санхедрин.

29-я заповедь — запрещение трепетать перед лжепророком и воздерживаться от применения к нему смертной казни из-за того, что он говорит от имени Б-га; ведь после того, как выяснилось, что он — лжепророк, нет ничего греховного в этой казни. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «То, что скажет пророк именем Ашема, но то слово не сбудется и не настанет, то значит — этого не говорил Ашем; с дерзостью говорил его пророк, — не бойся его» (Дварим 18:22). И сказано в Сифри: «Не бойся его — не воздерживайся от того, чтобы обвинить его».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, мы уже разъяснили в предисловии к нашему комментарию на Мишну.

Тридцатая заповедь — запрещение следовать путями народов, отвергающих Б-га и подражать их обычаям, и даже в том, что касается одежды, зрелищ или архитектуры. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И не следуйте обычаям народа, который Я прогоняю от вас» (Ваикра 20:23). И этот запрет повторен в Его речении: «По обычаям земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по обычаям земли Ханаанской, в которую Я вас веду, не поступайте, и по уставам их не живите» (там же 18:3). И объяснено (Сифра, Ахарей мот): «По уставам, которым следовали они и их предки». И сказано в Сифре (там же): «И по уставам их не живите — не следуйте обычаям, установившимся у них: не ходите в театры, цирки, в места публичных дискуссий — на все те сборища, на которые они сходятся для идолослужения, — раби Меир сказал, что это и есть “обычаи народов”. Раби Йеуда бен Бетейра сказал: “Не выбривать макушку, не отращивать чуб и не выстригать волосы надо лбом”. Совершивший какое-либо из этих действий карается бичеванием».

Этот же запрет выражен в Торе и другими словами, И об этом Его речение: «Берегись, чтобы ты не попал в западню, следуя им…» (Дварим 12:30). Сказано в Сифри: «Не уподобляйся им и не повторяй их поступков, иначе это станет для тебя западней. Чтобы ты не говорил: вот они ходят в пурпуре и багрянице, и я тоже буду ходить в пурпуре и багрянице; они носят тлусин, и я буду носить тлусин; а тлусин — это один из видов воинского снаряжения». И ты знаешь, что уже сказано в книгах пророков: «Накажу Я… всех одевающихся в одежду иноземцев» (Цфанья 1:8).

И цель этого запрета — отдалиться от идолопоклонников и их обычаев, даже в отношении одежды.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Шабат (67аб) и в Тосефте к трактату Шабат (7-8).

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?