Как понять пророка Йоэля?30 июня 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Как понять пророчество Йоэйл 3:1—2? L. Читать дальше |
|
В чём разница в названии поста — «таанит» или «цом»?29 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте, уважаемый Рав.У меня два вопроса по поводу праздника Пурим. 1. Откуда пошла традиция читать два раза Мегилат Эстер в синагогах? 2. Почему говорят «таанит Эстер», а «цом Гдалья». На иврите эти слова синонимы. Спасибо. Марк, Израиль Читать дальше |
|
Можно ли жениться в июне?28 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте, меня зовут А., скажите, пожалуйста, можно ли проводить свадебную церемонию в июне? Читать дальше |
|
Кошерный шашлык в некошерном мире27 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер «Отдых на природе в некошерной компании» Отдых на природе, как принято и у евреев, и у неевреев, сочетается с приготовлением шашлыков. Цель — приготовить кошерные шашлыки из кошерного мяса рядом с некошерным приготовлением. Само собой разумеется, что к кошерному мясу прилагаются кошерные шампуры. Рассмотрим варианты: а) готовят просто на костре. б) готовят на мангале. Вопросы: Должен ли обязательно огонь зажигать еврей? А что, если костер уже горит до моего приезда? Можно ли готовить кошерное мясо сразу после некошерного в случае А) и в случае Б)? На что еще следует обратить внимание, и как воообще правильно и с наименьшими усилиями приготовить шашлыки в таких условиях? Спасибо! В. Читать дальше |
|
Как кошеровать печёнку на электрической плите?25 июня 2010 года, отвечает Рав Пинхас Бронфман Здравствуйте, скажите, пожалуйста, можно ли пользоваться одной духовкой для приготовления молочных и мясных блюд? Как правильно кошеровать печёнку, если нет газовой плиты, а есть только электрическая? Спасибо, с уважением, Елена Читать дальше |
|
Какая разница между глаголами?24 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый Рав!Проясните мне, пожалуйста, разницу между глаголами бара, аса, йацар, появляющимися в главах творения книги Берейшит.Спасибо. Шерстнев Александр, Н. Новгород Читать дальше |
|
Что делать, если не зажгла свечи на шабат?23 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Что делать, если случайно пропускаешь время зажигания свечей на Шабат? Как себя вести? А. Читать дальше |
|
С какой стороны открывать парохет?22 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Не могли бы Вы сказать, с какой стороны нужно открывать Парохет… и источник, чтоб можно было другим показать, как правильно. Ашер бен Менахем Читать дальше |
|
О чём пророчество?21 июня 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, я хотел бы спросить о чем 14 глава прoрока Ишая? N. Читать дальше |
|
Какую молитву читают за человека, летящего в самолёте?20 июня 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Скажите, пожалуйста, существует ли молитва, которую можно прочитать за человека, летящего в самолёте? Юля Читать дальше |
|
Почему нэкавим нэкавим и халулим халулим два раза?18 июня 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте, уважаемые равы, большое вам спасибо за ваши ответы, у меня есть вопрос: почему в молитве «Ашер йацар» два раза повторяются слова нэкавим нэкавим и халулим халулим, заранее большое спасибо за ответ. От редакции: Речь идёт о молитве «Который создал», которая начинается так: «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Владыка вселенной, Который по мудрости [Своей] создал человека, сотворив его тело с [необходимыми] отверстиями (нэкавим нэкавим) и полостями (халюлим халюлим)…». Михаэль Читать дальше |
|
В тюрьму — за что?17 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Что произошло в Эммануэле? Почему в тамошней религиозной школе «Бейт-Яаков» дискриминируют сфарадим? Почему вы идете на демонстрацию? Читать дальше |
|
Когда должен прийти Мессия?17 июня 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, когда должен придти Мессия и что тогда будет с язычниками? Анита, Херсон Читать дальше |
|
Талит катан обязательно надевать на майку?16 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый раввин, можно ли одевать талит-катан прямо на тело, или обязательно на майку? (Если можно, с источниками). В. Читать дальше |
|
Укажите критерии Мессии15 июня 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, укажите, пожалуйста, критерии Мессии и подтвердите их местами Писания. Спасибо. Анита, Херсон Читать дальше |
|
О каком народе идёт речь?14 июня 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый раввин, Насколько мне известно, глава 53 пророка Исаии пророчествует о народе Израиля, но как понять то, что он (Израиль) отрезан от страны живых из-за грехов народа моего? О каком народе повествует пророк? «(8) Из заключения и от наказания взят он был, и кто расскажет о (случившемся) с поколением его, ибо отрезан он был от страны живых, за греховность народа моего — поражение ему». Читать дальше |
|
Как лучше давать цдаку?13 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рав. Как лучше давать цдаку? Я решил каждую неделю давать некоторую сумму в цдаку. Есть ли разница, если я ,предположим, 35 шекелей даю в начале недели или разбиваю эти 35 шекелей так, чтобы давать каждый день по 7? Шмуэль, Иерусалим Читать дальше |
|
Когда Рут стала еврейкой?11 июня 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Только что прослушал интересные лекции по мэгилат (книге — «свитку») Рут рава Грилюса. Возникает вопрос. Если Махлон женился на нееврейке Рут, то какой левиратный брак может быть, ведь когда человек принимает гиюр, то он как брия хадаша («вновь созданный»). Так если она приняла гиюр после смерти мужа, как она может сделать йибум (левиратный брак) с Боазом? С уважением, Д. Ответ: Уважаемый Д., В книге Зоар (Зоар Хадаш, Рут 32 б) говорится, что Рут приняла гиюр до того, как вышла за Махлона. С уважением, Реувен Куклин Вопрос: Уважаемый р. Реувен! Спасибо за ответ. Если она сделала гиюр до того, как вышла замуж за Махлона, то непонятно, почему Наоми отговаривает её идти с ней в Эрец Исраэль, ведь после гиюра она еврейка бэ-холь давар (полностью, «во всех отношениях»). Отсюда возникает кушия йотер гдола (ещё более трудный вопрос). Что происходит, если человек принимает гиюр и 10 лет живёт по законам Торы, а после этого перестаёт соблюдать? По мэгилат Рут выходит, что она возвращается к своему народу. К примеру, как это сделала Орпа. Тогда разумно, что Наоми предлагает Рут так же возвратиться домой, как это сделала Орпа. Очень жду ответа, как и еврейские студенты, которые задают такие умные вопросы. С уважением, Д. Ответ: Уважаемый Д., Вы (и еврейские студенты) задаете очень хорошие вопросы. Книга Зоар рассматривает их. Там сказано, что было сомнение насчёт гиюра Орпы и Рут: насколько серьёзно они намеревались принять на себя все заповеди Торы во время прохождения гиюра (без принятия заповедей гиюр не считается действительным). Ведь, возможно, принимая гиюр, они намеревались лишь получить возможность выйти замуж за Махлона и Кильона, но не собирались серьёзно принять на себя соблюдение заповедей Торы. То, что они выполняли заповеди, будучи замужем, также не может служить доказательством серьезности их намерений. Ведь, возможно, они соблюдали заповеди из страха перед мужьями. Возможность узнать их истинное намерение представилась только после смерти мужей. Поэтому Наоми отговаривает невесток идти с ней, проверяя таким образом истинность их намерений в момент гиюра. С уважением, Реувен Куклин Вопрос: Спасибо, р. Реувен, за интересный и исчерпывающий ответ. Действительно, этот ответ объясняет многие вопросы, возникающие при чтении первой главы мэгилат Рут. В связи с этим мы можем предположить, что в семье Элимелеха передавалась традиция об одном из забытых со времён Моше Рабейну законов. О законе «Не войдёт моави в Общину Все-него — моави, а не моавия» (т.е. моавитянин не может стать евреем — но не моавитянка). Поэтому Махлон и Кильон взяли в жёны моавитянок, прошедших гиюр. Тогда разумно предположить, что это был не хидуш («нововведение») Боаза. А выполнение того, что передавалось в семье через глав семейств. И, возможно, именно поэтому Тов, который не знал эту традицию, отказался от Рут. Это — чтобы судить Махлона и Кильона лэ-хаф зхут («в сторону оправдания»). Ответ: Уважаемый Д., Несомненно, мы должны судить Махлона и Кильона лэ-хаф зхут, ведь они были руководителями поколения, как сказано в Талмуде (Бава Батра 91а). И сказано в Зоаре: «Не дай Б-г сказать, что Махлон женился на Рут, когда она была нееврейкой». (Это говорит РАМБАМ о судье Шимшоне и царе Шломо: «Да не подумаешь ты, что Шимшон, спасавший Израиль, или Шломо, царь Израиля, названный “другом Всевышнего”, женились на женщинах из чужих народов, не прошедших гиюр» — Исурей Биа — «Запрещённые браки» 13, 14). Несомненно, нововведение «моавитянин, но не моавитянка» принадлежало не Боазу. Наоми, обращаясь к невесткам, говорит, что им некого ждать, поскольку у нее нет больше сыновей (Рут 1, 12—13). Выходит, если бы у Наоми были еще сыновья, по её мнению, они могли бы жениться на Рут и Орпе. Это также следует из слов мидраша (Рут Рабба 7, 7), который говорит, что Плони Алмони был невежда и не знал, что уже принято нововведение «моавитянин, но не моавитянка». Отсюда ясно, что это нововведение было принято ещё до Боаза. Это следует также из сказанного в книге Зоар. Как говорилось выше, Зоар утверждает, что Рут (а также Орпа) сделала гиюр до того, как вышла замуж за Махлона. Зоар сообщает, что до гиюра у Рут было другое имя, которое она поменяла на «Рут» после гиюра. Почему она выбрала именно это имя? Зоар (Рут 31а) сообщает: это имя содержит намёк на то, что моавитянке не запрещено выйти за еврея (если прочесть имя Рут с конца, выходит тор, один из двух видов птиц, которые можно было принести в жертву. «Подобно тому, как тор пригоден для жертвы, — утверждает Зоар, — Рут пригодна для брака с евреем»). Выходит, когда Рут вышла замуж за Махлона, она уже знала закон «моавитянин, но не моавитянка». С уважением, Реувен Куклин Вопрос: Доброй недели, р. Реувен, Рассказал о нашей переписке в синагоге во время встречи субботы и гостям за субботним столом у себя дома. Всем очень понравилась драша (толкование). Говорили теплые слова о Вас, многие постоянно заходят на Ваш сайт и видят, какую огромную работу Вы ведёте. И надо ещё успевать учиться, чтобы так глубоко отвечать на вопросы. Но в одной из лекций рава Грилюса по мэгилат Рут он говорит, что «моавитянин, но не моавитянка» это хидуш, который ввёл Боаз, вспомнив закон, который был забыт. Но мы решили, что этот закон не забывался в семье глав колена Еhуды. Не будет ли противоречия между нами и р. Грилюсом? С уважением, Д. Читать дальше |
|
Что за это будет?10 июня 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, рав Овадья! Меня зовут N., мне 25 лет. Общаюсь в русской компании друзей. Там познакомилась с парнем. Полюбила его, и у меня с ним была интимная связь. Какое за это наказание? И что сейчас мне делать в этой ситуации? Читать дальше |
|
Я что-то не понимаю...9 июня 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Я что-то не понимаю: шабат это день, когда можно отдохнуть, пойти на море, или это день, когда нужно только изучать Тору? М. Читать дальше |
|
Что символизирует миндаль?8 июня 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый раввин (раввины). Благодарю за ваш ответ на предыдущий мой вопрос. Прошу вас ответить на вопрос, что символизирует миндаль (о жезле миндального дерева упоминается в книге Чисел и в 1 главе пророка Иеремии). Я искал в интернете и нашел следующие объяснения символики миндаля: бодрствование Бога и быстрота (миндаль — первое дерево, которое цветет в Израиле). Помогите разобраться. Читать дальше |
|
Каков тайный смысл имени Йеошуа бин Нун?6 июня 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Почему в недельной главе Шлах сыновья всех колен — бэн, а сын колена Эфраима — бин? Р., Саратов. Читать дальше |
|
Чем антихи отличается от мульяра?4 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом. У меня вопрос по Мишне, Масехет Шабат, перек гимель, 3-я мишна. Там в конце мишны говорится про антихи и мульяр. Вопрос по поводу антихи. Если пить воду из антихи нельзя, даже если выгребли угли до наступления шабата, а если согрели воду до шабата, а в шабат он просто продолжает стоять на огне, чтобы не остыть, то в шабат можно пить воду из него? Проясните этот вопрос, пожалуйста. Спасибо. Евгений, Ташкент Читать дальше |
|
Кто такой Вечный Жид?2 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Кто такой Агасфер? Это «Вечный Жид»? Почему он вечен, и как это может быть? Олефир Виктор, Днепропетровск Читать дальше |
|
Что пишут на памятниках на могилах евреев?1 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом алейхем. Что пишут на памятниках на могилах евреев? Мой папа был евреем, я хочу с братом сделать ему памятник, хотим сделать надпись. Мы не знаем алахи на этот случай. Помогите, пожалуйста. Заранее спасибо, В. Читать дальше |
|
Как читать Кадиш в абсолютно «русском районе»?31 мая 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте, уважаемый рав! Спасибо за ваш сайт и за то, что вы отвечаете на вопросы! Я хочу спросить насчет кадиша. Мы религиозные, живем в абсолютно «русском районе». Здесь много одиноких пожилых людей, да продлит Вс-вышний их дни. И мы с мужем хотели бы организовать что-то вроде гмах кадиш. В связи с этим у нас возникло несколько вопросов. Можно ли вообще такое делать? За давно умерших родственников можно читать кадиш? Или 11 месяцев после смерти, ле алейну, и все, поезд ушел, как говорится? За давным-давно умерших прабабушек? Или, может, этим вопросом должны заниматся родственниеи умерших, а если не говорят (мало ведь кто из выходцев из СНГ в бейт кнесет будет ходить) — то это наказание для их душ? Если это все можно — то не получится ли это все как у христиан, ле авдиль, которые заказывают молитвы и сами ничего не делают? Если кто-то умер и, допустим, остались только женщины, то женщины платят кому-то, чтобы тот говорил. Сколько нужно платить? И обязательно ли это (тут ведь «русские», еще подумают, что заработать захотели)? Может ли один человек за много людей говорить? Заранее спасибо! Таль Читать дальше |
|
Где написано, что мужчины и женщины — отдельно?30 мая 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рабби, Я давно пытаюсь найти в Торе закон или что-нибудь, что можно было бы принять за корни традиции отдельно сидеть за столами на свадьбе, бар-мицве и т.п. Не нахожу никак. Но должно же оно где-то быть?! Помогите пожалуйста. М. М., Гиватаим, Израиль Читать дальше |
|
Что пьют на свадьбе евреи?26 мая 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Что пьют на свадьбе евреи, вино или виноградный сок?Христиане (субботники) утверждают, что в первый день свадьбы пьют виноградный сок. С уважением к вам. Дудкин Анатолий, Берн, Швейцария Читать дальше |
|
Можно ли брать младенца немытыми руками?25 мая 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Добрый день, уважаемый рав Бенцион! Известно, что младенцы духовно очень восприимчивы. В сязи с этим вопрос: какое влияние оказывают на еврейского младенца его еврейские родственники, не соблюдающие Тору? Обязательно ли предлагать им омывать руки перед тем, как брать его на руки? Может, я перегибаю палку? М. Читать дальше |
|
Почему нельзя бриться лезвием?24 мая 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рав! Меня очень интересует вопрос, почему нельзя бриться станками и одноразовыми лезвиями, а только электрическими бритвами… я как понимаю, все законы идут из древности или из традиций наших отцов, то есть, мы так не делаем потому, что они так не делали… Но я очень сомневаюсь, что у них были электробритвы и тому подобное… Наверное, брились или острым камнем, или железом, я даже не знаю… Обьясните пожалуста!!! С уважением Читать дальше |
|
Почему нужно правильно обуваться?20 мая 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Почему нужно «правильно» надевать обувь? В еврейской традиции, если не ошибаюсь, сначала надевается обувь на правую ногу, затем — на левую, зашнуровывается на левой, зашнуровывается на правой. Это действительно так? Если да, то в этом есть какой-то простой практический смысл или существует заповедь? Если заповедь, то в чем ее смысл, почему предписана именно такая последовательность? Виктор, Москва Читать дальше |
|
Кто этот пронзённый?18 мая 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, могли бы вы обьяснить мне один стих из книги Захария, 12 глава, 10 стих: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце». О ком здесь говорится, кто этот пронзенный? Когда я первый раз читала этот стих, я почему-то плакала. Заранее спасибо. Анита, Херсон Читать дальше |
|
Как были наказаны разведчики?17 мая 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Какое наказание получили разведчики, которые пошли с разрешения Моше при вступлении евреев в Обетованую Землю? В устной Торе есть объяснения, а что об этом наказании говорит Письменная Тора (есть ли какие-нибудь намёки)? Спасибо! Владимир, Ивано-Франковск Читать дальше |
|
Наступило ли время Нового Завета?16 мая 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Б-г заключил с Израилем через Моисея завет на Синае. Считается, что этот завет вечный и не подлежит изменению и тем более — отмене. Но мы читаем у пророка — 31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. 35 Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф — имя Ему. (Иер.31:31—35) Вопрос: наступило ли время нового завета, обещанного дому Израиля и дому Иуды через пророка? Бакунин Александр, Хабаровск Читать дальше |
|
Моше нельзя, а им можно?14 мая 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом : — )В книге «Йеошуа» говорится, что поколение, выросшее в пустыне, было необрезанным. И лишь перед входом в Землю Обетованную евреи выполнили мицву. У меня возник вопрос: почему поколение, выросшее в пустыне, не выполнило обет, несмотря на то, что было свидетелем Великих Чудес? Можно было бы ответить на этот вопрос, мол в пути есть трудности и это связано с угрозой для здоровья и жизни. Но ведь Моше-Рабейну чуть было не погиб лишь из-за того, что промедлил с этой мицвой. Он тоже находился в пути, но над ним не было Облака Славы и он не получал манну небесную.Ещё один вопрос по той же книге:5 раз повторяется фраза «хазак вэ-эмац». Что стоит за этой фразой? Почему она именно так сформулирована? С уважением, Ю. Читать дальше |
|
Как бороться с плохим началом, которое в себе?13 мая 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Как бороться с плохим началом, которое в себе? И. Читать дальше |
|
Почему бы не покушать человечины?12 мая 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Почему РАМБАМ считает, что запрет на мясо человека это «асэ», ведъ у человека нет признаков кошерности! Благодарю за ВАШИ ответы и терпение. Вольф, Германия Читать дальше |
|
Возможно ли обмануть Б-га?11 мая 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Объясните, пожалуйста, первую заповедь из закона, как Вы её понимаете. Господь Бог ваш, Господь един есть. И люби Господа, Бога, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. А. Читать дальше |
|
Закон требует невозможного?10 мая 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Как проверяются яйца всмятку, крутую на наличие в них крови? Dardasoff Читать дальше |
|
Почему это место в Иудаизме заклеено?9 мая 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте Господин Бен-Цион Зильбер! Скажите пожалуйста, о ком говориться в Исая 53 и почему это место писание в Иудаизме заклеено или вырваны страницы? Сергей, Германия/Wolfsburg Читать дальше |