Темы: Лея Гликман, Изучение Торы, Бааль Тшува, Иудейская пустыня
Приблизительно год назад открылся колель «Толдот Йешурун» в Ткоа — поселении, расположенном к юго-востоку от Иерусалима.
«Идея эта витала в воздухе довольно давно, — рассказывает руководитель колеля р. Ицхак Молдавский, проживающий в соседнем от Ткоа поселении — Маале-Амос. У нас в Маале-Амос довольно большое скопление русскоязычных аврехим. Многие из них серьёзно подумывали о том, что было бы хорошо не просто учиться самим, но и помогать другим приближаться к Торе. А так как ближайшее к нам поселение с большим процентом русскоязычного населения — это Ткоа, то, естественно мы стали искать возможность налаживания контактов. На деле же инициатива пошла от самих жителей Ткоа: одна русскоязычная семья, которая уже интересовалась иудаизмом, решила под предлогом “Ханукат Абайт” (новоселья) собрать у себя семьи знакомых, проживающих в Ткоа и тянущихся к духовной подпитке, и семьи из Маале-Амоса, готовые поделиться своей духовностью. На этом вечере завязались необходимые знакомства, и в скором времени они переросли в постоянные, еженедельные занятия Торой. Интересно, что скоро эта семья переехала в Маале-Амос. А собрания по поводу новоселья стали модной традицией: ещё несколько семей приглашали впоследствии провести занятия в их новых домах, объясняя это тем, что жизнь в новом доме надо начинать с главного — с изучения Торы.
Сегодня в Ткоа проводятся постоянные занятия в хеврутах, на которых мужчины учат Гемару, Мишну, Хумаш и Алаху. Что интересно, мы постоянно ощущаем прямую ашгаху (влияние Всевышнего): за всё время занятий у нас почти всегда было одинаковое количество учеников и аврехим; ни разу не случалось, что кто-либо остался без пары.
Идея учёбы в хеврутах вобщем-то стандартная, но наша тактика — не давить на людей, не впихивать в них знание насильно, но дать им возможность через интерес к самой учёбе почувствовать сладость Торы. Тогда они уже и сами просят рассказать им конкретные законы, связанные с молитвой, кашрутом, Шаббатом и т.д.
Мы проводим также отдельные занятия для женщин: урок Юдит Розинг по алахе и ашкафе и, параллельно с этим, занятия с женской группой проводит Давид Комский, чья уникальная методика позволяет через дыхательную гимнастику и терапию прийти к ощущению В-го».
«Обычно Ицхак возил преподавателей из Маале-Амос в Ткоа на своей машине сам, — рассказывает Авраам Коэн, директор Толдот Йешурун.
Как то он не мог ехать и отдал её товарищу. Машина перевернулась — ни и у кого не было даже царапины. По пелефону связались с Ткоа, приехали ученики и забрали.
В этот день была особенная атмосфера на занятиях. Ицхак потерял машину, т.к. она была не застрахована, но, несмотря на всё, колель продолжается и этот колель особенный. Он резко отличается от других наших учебных мест. Ведь на учёбу Торы люди ездят с оружием в руках».
«Для людей, которые приходят на наши занятия, — продолжает р. Ицхак, — это зачастую единственная возможность регулярного изучения Торы. У живущих на территориях обострённое чувство духовности, они постоянно ощущают, что их жизнь зависит не только от них самих; и это именно та зацепка, которая подталкивает их к поиску Истины. Мы же, в свою очередь, чувствуем особую ответственность за жителей Ткоа, не зря ведь рав Зильбер, да будет благословенна память о праведнике, так особо относился к этому месту, так стремился приехать в Пурим на чтение Мегилы, несмотря на все преграды в дороге (случай, подробно описанный в книге “Чтобы ты остался евреем”).
“Для наших преподавателей каждая поездка также сопряжена с опасностью. Довольно частая картина: они собираются на урок с автоматом в одной руке и Гемарой в другой”, — рассказывает Ицхак Молдавский.. И опять же, Всевышний хранит нас от неприятностей: несмотря на то, что дорога проходит в непосредственной близости от арабских домов, а поездки обычно ночные (мы выезжаем после вечерней молитвы, т.е. в районе девяти часов вечера), — ни разу не было у нас серьёзных инцидентов на дороге.
Был как-то и такой случай, когда наши аврехим по техническим причинам не смогли приехать, и, чтобы не пропускать урок, сами ученики приехали в Маале-Амос. По завершении урока, они попросили продолжить занятия именно в Ткоа, хотя у нас им очень понравилось. Их доводы звучали убедительно и сводились к тому, что в нашем поселении и так достаточно Торы, а они хотят своей учёбой поддержать свой ишув Ткоа и обеспечить его жителям надёжную защиту».
Мы очень надеемся, что пример колеля в Ткоа даст стимул другим евреям учить Тору и приближаться к Всевышнему; ведь это наше предназначение, а также единственный шанс укрепиться на этой земле и наша лучшая защита.
Телефон колеля в Ткоа: 052-3627443
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»