Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Что — совсем ничего не осталось? Сегодня вечером все дружно проверяем наши дома на наличие квасного — хамца, принимая в расчет отложенное на завтра, и отказываемся от владения тем хамцом, который не удалось обнаружить.
Дорогой друг!
2. Сплетня о вас
Предположим, вам говорят, что кто-то злословил о вас. Известие принес Леви, который сообщает вам, что Реувен дурно и в некрасивом тоне о вас отозвался. Вам запрещено спрашивать у Реувена, зачем он сказал о вас такие-то и такие-то слова. Более того, если Реувен поймет, что Леви виновен в пересказе злословия, то вы виновны в нарушении запрета на рехилут, несмотря на то что вашим единственным намерением было опротестовать заявление Реувена и вы не собирались причинять Леви вреда (и даже не упомянули о нем ни слова).
К несчастью, многие люди неверно толкуют это постановление Торы, что приводит к серьезным ошибкам. Поэтому следует быть чрезвычайно осторожным.
Подготовка квартиры
Если есть маленькие дети, то нужно проверить и обувь. Ведь ребенок мог положить, скажем, в ботинок, вафлю в обертке.
Книги, как мы уже говорили, можно не проверять. Однако на книгах сверху и между ними, в доме, где есть дети, можно много чего найти, поэтому хотя бы наружной проверки в этом случае не избежать. Бирконим, которые обычно лежат на столе во время трапез, например, в Шабат, желательно спрятать в сданное нееврею место, где хранится проданный хамец.
Не следует также забывать о радиаторах.
Ящики с инструментами, видимо, тоже нужно проверить, так как, во-первых, человек может достать инструмент во время трапезы, а во-вторых, иногда мы оставляем ящик без должного присмотра и занимаемся починкой, а в этот момент любимое чадо может там «поработать».
В этом особенность еврейского народа, в этом его величие: он никогда не просит роздыха, но всегда стремится исполнить свое предназначение. Он терпеливо переживает трудные времена, ибо знает, что удостоится освобождения, и не отчаивается. Напротив, он радуется даже лишениям рабского состояния, так как они приближают окончательное освобождение. Выходит, что он даже в хлебе рабства находит вкус свободы, а в дни процветания не становите высокомерным, ибо помнит времена порабощения, помнит, что когда-то сам был рабом, и Всевышний, освободив его, заповедал: «Чтобы отдыхал раб твой и рабыня твоя, как ты» (Дварим, 5,14). Поэтому даже когда он ест хлеб свободы, он находит в нем вкус бедности и изгнания.
Именно поэтому маца, заповедь о которой евреи получили в Египте, была одним из символов освобождения, — тем более, что ее ели вместе с пасхальной жертвой. Вот как сказано в Торе: «Я пройду в эту ночь по земле египетской и поражу всякого первенца… и над всеми богами египетскими совершу расправу… Да будет вам этот день в память, и празднуйте его как праздник Г-спода в своих поколениях. Семь дней ешьте мацу» (Шмот, 12). Однако, когда Моше по указанию Всевышнего через сорок лет после освобождения, незадолго до того, как еврейский народ вошел в прекраснейшую из стран — Эрец Исраэль — и завладел ею, снова напомнил Израилю о заповедях, связанных с мацой, он назвал ее «хлебом бедности»: «Приноси пасхальную жертву Г-споду Б-гу твоему… Не ешь при этом квасного, семь дней ешь с ним мацу, хлеб бедности, ибо поспешно вышел ты из земли египетской, чтобы помнил ты день исхода твоего из земли египетской во все дни жизни своей» (Дварим, 16).