Темы: Ваехи, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
«И благословил он их в тот день, говоря: “Тобой да благословляет Израиль, говоря:Да сделает тебя Всесильный подобным Эфраиму и Менаше”» (Берешит 48:20).
Здесь Яаков уравнивает Эфраима и Менаше. Благословение означает: каждый отец захочет, чтобы его сыновья были такими, как Эфраим и Менаше.
Почему же тогда первым назван именно Эфраим, а не Менаше — первенец? Ведь в конечном счете это одно благословение для них обоих. Почему же привычный порядок был изменен?
Ответ нам поможет понять следующая история.
Однажды гаон раби Эльханан Вассерман[i] отправился собирать средства на нужды своей ешивы — знаменитой ешивы в Барановичах. Ему предстояло, среди прочего, нанести визит одному очень богатому еврею по фамилии Дейнис. Тот был весьма богобоязненным и щедро поддерживал изучение Торы.
Раввин приехал к нему во время снегопада, на дорогах была грязь, вся одежда гаона промокла и испачкалась.
Приблизившись к дверям роскошного дома, рав Вассерман засомневался, надо ли ему вообще туда заходить. Можно ли ступать по дорогим коврам в доме столь важного господина, когда с тебя стекает вода, а на ботинки налипла грязь?
С другой стороны, как рав Вассерман мог вернуться назад, если он отложил учебу именно ради того, чтобы добраться сюда? Что же теперь — возвращаться домой, а потом ехать сюда снова и терять еще один день изучения Торы?
В конце концов гаон нашел решение. Он вспомнил, что в доме Дейниса есть черный ход, которым, в основном, пользуются слуги. В отличие от парадного входа, ведущего в роскошный зал, черный ход вел на кухню, где не было ни ковров, ни диванов. Рав Вассерман решил постучать туда.
Ему открыли две маленькие дочки Дейниса, которые помнили рава Эльханана по его прошлым визитам и были рады увидеть его вновь. Они поспешили сообщить отцу о прибытии гостя, а Дейнис всё никак не мог понять: почему гаон выбрал черный ход?
Но когда пошел встречать раввина и увидел, в каком состоянии у того обувь и одежда, ему стало ясно, о чем думал рав Вассерман. Поняв это, Дейнис разрыдался:
— В чем мои грехи и преступления, раби? Почему вы так надо мной издеваетесь?! — бормотал богач.
— Что же я такого сделал? — удивился раввин.
А хозяин дома объяснил:
— Мои дочери каждый день видят деньги, деньги и снова деньги. Они видят, как купюры переходят из рук в руки, как почтенные торговцы продают и покупают. Кругом — только материальное! С какой же стати они захотят выйти замуж за юношей, изучающих Тору? Скорее, они захотят, чтобы у них были богатые мужья, успешные торговцы — как те, кого они привыкли видеть.
Поэтому я стараюсь показывать дочерям, что для меня существуют нечто более важное, чем деньги, — святая Тора! Они знают: когда ко мне приезжает мудрец Торы или наступает время постоянного урока Торы, я всё бросаю, даже если в доме торговцы. Мне важно, чтобы девочки поняли: Тора несравнимо важнее денег!
А теперь вы разрушаете все мои усилия! Что должны подумать девочки, видя, что Вы не вошли через парадный вход, опасаясь испачкать ковры и диваны, а вошли через вход для прислуги? Они теперь решат, что ковры более достойны уважения, чем Тора! И получится, что я старался впустую.
Теперь раби Эльханан Вассерман понял, что означали слезы богача. Но не знал, как поступить:
— Что я могу сделать, чтобы исправить ситуацию?
— Есть у меня одна мысль, — ответил Дейнис. — Я попрошу вас войти через парадный вход и пройти по дорогим коврам в этих грязных ботинках, а затем сесть на дорогой диван в вашей промокшей одежде. Тогда дочери усвоят урок: Тора важнее всей суеты нашего мира!
Рав Эльханан поступил в точности так, как просил хозяин дома, и лишь после этого богач успокоился. Спустя долгое время, раби Эльханан, рассказывая эту историю, добавлял:
— Неудивительно, что в результате Дейнис удостоился того, что его зятьями стали два знатока Торы, мудрость которых была подобна драгоценному бриллианту. Это были гаон раби Авраам-Ицхак Блох, глава ешивы Тельз[ii], и его брат, ставший преподавателем этой ешивы.
Отсюда вывод: и тот человек, который удостоился «вкушать с двух столов» — т.е. такой, у которого есть и Тора, и богатство, — должен внимательно расставлять приоритеты. Ему следует постоянно напоминать себе, что деньги, как бы они ни были важны, — это не главное, а второстепенное.
Деньги должны служить Торе (а не, не дай Б-г, наоборот), поскольку она — ключ к вечной жизни мира Грядущего!
Теперь понятен и ответ на наш вопрос:
Эфраим символизирует Тору, ведь это он трудился над ее постижением перед праотцом Яаковом. А Менаше символизирует богатство и статус: он отвечал за управление египетским «персоналом» в доме Йосефа.
Яаков хотел, чтобы каждый отец желал своим сыновьям быть как Эфраим и как Менаше, то есть удостоиться «обоих столов» — Торы и богатства.
Однако здесь следует верно расставить приоритеты. Необходимо помнить, что «Эфраим», то есть изучение святой Торы, важнее всего, в том числе — важнее, чем «Менаше», то есть дела материального мира. (Лэламедха)
[i] Раби Эльханан-Буним Вассерман (5635-5701 / 1875-1941, Литва, Белоруссия, Польша) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров поколения. В 1937 он написал статью«Перед приходом Машиаха», где рисовал трагическую картину духовного разложения еврейского большинства, «служащего демократии, социализму, коммунизму и прочим “измам”, в изобилии посыпавшимся на наше поколение». Даже Святая Земля, призванная стать оплотом духовного возрождения, «заселяется отступниками, намеренно гневящими Б-га». Эта ситуация, по мнению рава Вассермана, чревата для народа невиданной катастрофой…
По свидетельству чудом уцелевшего очевидца, когда литовские полицейские в 1941 году вели рава Вассермана и его студентов к месту «ликвидации», рав разъяснял евреям смысл заповеди «Кидуш а-Шем» — освящения Имени Б-га: «В Небесах нас избрали для того, чтобы искупить народ Израиля — говорил он. — Времени осталось совсем немного, до Девятого форта (места “ликвидации”) рукой подать. Мы должны обратиться к Б-гу в полном раскаянии, и тогда наше жертвоприношение будет принято с благоволением на Небесах. Благодаря этому будут спасены жизни наших братьев и сестер в Америке и других странах».
[ii] См. историю ешивы Тельз.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Этот тест прошли 169 раз
Тест по главам второй книги Пятикнижия — Шмот
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Этот тест прошли 258 раз
Вопросы для цикла уроков рава Моше Пантелята по книге Торы Шмот
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»