Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Битуль хамец

Битуль хамец — это «аннулирование», «отмена» квасного (хамеца), которое находится во владении человека. Талмуд сообщает нам, что по закону Торы, если человек «аннулирует» хамец, находящийся у него во владении, он, по Торе, не нарушает запрета «да не будет видно у тебя квасного», даже если этот хамец остается у него в доме на Песах. По постановлению мудрецов нельзя оставлять дома никакого хамеца, даже если его «аннулировать». Его надо убрать.

Мы «отменяем» квасное дважды: один раз — вечером 14 Нисана (за день до наступления Песаха), после окончания проверки, не осталось ли где квасного (бдикат хамец). При этом «отменяется» только то квасное, которое человек не видел и не убрал (исключая то, что он оставляет себе на следующее утро, чтобы поесть и чтобы выполнить заповедь биур хамец — уничтожения квасного; обычно его сжигают).

Второй раз хамец «отменяют» утром 14 Нисана, после сжигания хамеца. При этом «отменяется» все квасное.

У ришоним (ранних комментаторов) есть две линии объяснения, что происходит, когда мы выполняем эту заповедь:

1. Рамбам и Раши полагают: мы «аннулируем» квасное, так что в наших глазах это больше не еда, а пыль земли — не вкусная булочка, а прах земной. Когда мы так чувствуем в своем сердце — весь хамец в нашем доме «аннулируется».

2. Тосфот считают: мы объявляем его никому не принадлежащим, это не наше. Запрещено — держать в своем владении свой хамец, а, объявляя его никому не принадлежащим, мы, по Торе, не нарушаем запрета, даже если хамец остался дома.

По обоим мнениям, в соответствии с постановлением мудрецов мы должны убрать квасное из дома.

Мишна Брура пишет (434, 9): когда текст «аннулирования» произносят на арамейском, если человек понимает, что он «аннулирует» квасное, — это работает. Если же он этого не понимает, а думает, что произносит какую-то молитву, это ничего не стоит. И человек может это произносить на любом языке, который он понимает.

Если он хочет произнести на русском языке, то вечером говорит:

«Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я не видел и не уничтожил, — да будут аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной».

А утром после сожжения хамеца говорит:

«Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я видел или не видел, уничтожил или не уничтожил, — да будут аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной».

Аннулирование квасного утром можно сделать до конца пятого временного часа, обычно это около одиннадцати часов дня 14-го нисана, - а вечером мы садимся за Пасхальный Седер!

Выводить материалы

Мы нашли коробку печенья, которая простояла на шкафу весь Песах…

Рав Яков Шуб

Что нам теперь делать?

Процесс уничтожения хамеца

Зеев Баркан

Каждый еврей должен до полудня 14-го Нисана аннулировать весь хамец , находящийся в доме или просто ему принадлежащий (но находящийся в другом месте). Тот, кто не уничтожил хамец в своем доме или в любом другом месте, не выполнил «позитивную» заповедь Торы. Но это еще не все. Начиная с полудня 14-го Нисана и до конца праздника Песах тот, кто не ликвидирует и не уничтожает принадлежащий ему хамец , каждое мгновение не выполняет «позитивную» заповедь Торы об «устранении» хамеца и одновременно нарушает два запрета Торы: «да не будет видно у тебя закваски…» и «не должна находиться у тебя закваска».

Сжигая квасное, мы боремся с нашим эго?

Рав Меир Мучник

Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: почему в иудаизме столько символизма? На протяжении жизни все действия становятся привычными, осознанности всё меньше; неужели схема неверна? Квасное — это символ чего? Гордыни? Почему же оно разрешено в течение всего