Запреты насилия, причинения ущерба, ограничения свободы и вторжения в частную жизнь. Когда люди, забывая, что они созданы по подобию Б-га, наносят друг другу физический или моральный ущерб, они тем самым нарушают принцип Торы — принцип справедливости. Оскорбить человека, лишить его уважения к самому себе — это, согласно Торе, тяжкое преступление.
…И вот, два еврея ссорятся; и сказал он (Моше) неправому: зачем ты бьешь ближнего твоего? (Шмот 2:13)
Если ссорятся люди, и один человек ударит другого камнем или кулаком, и тот не умрет, а сляжет в постель… то ударивший… пусть заплатит за остановку в его работе и совершенно вылечит его (Шмот 21:18, 19).
Не прибегать к насилию
Тора называет всякого, кто хочет ударить другого человека, «раша» — злодей. Стоит ли снискать это имя ради удовлетворения мгновенной вспышки гнева?
Когда люди, забывая, что они созданы по подобию Б-га, наносят друг другу физический или моральный ущерб, они тем самым нарушают принцип Торы — принцип справедливости. Оскорбить человека, лишить его уважения к самому себе — это, согласно Торе, тяжкое преступление.
Галаха
Защищаясь или защищая другого, можно ударить человека.
Родители имеют право наказывать детей, а учитель — ученика. Но если применяется телесное наказание, оно должно быть минимальным, символическим. (Впрочем, если родитель или учитель вынужден ударить ребенка, тем самым он признает, что допустил ошибку в воспитании).
Защита прав человека
…и кто украдет человека и продаст его, и он найден будет в руках его, подлежит смертной казни (Шмот 21:16).
Потому что они — Мои рабы, которых Я вывел из земли египетской: не должны быть они продаваемы, как продают рабов. — Ваикра 25:42
Не выдавай раба господину его, когда он спасается у тебя от господина своего; у тебя пусть живет он, в среде твоей… где ему угодно, не притесняй его (Дварим 23:16).
Если ты ссужаешь чем-нибудь ближнего твоего, то не входи в дом его, чтобы взять у него залог (Дварим 24:10). Это касается даже судебного исполнителя (Вавилонский талмуд, Бава Меция, 13а).
Вмешательство в частную жизнь — оскорбление, преследуемое по закону (Вавилонский талмуд, Бава Батра, За).
Нельзя читать чужие письма личного характера (Постановление рабену Гершома, Х век).
Самооговор и признание в преступлении суд не учитывает (ВТ, Санэдрин, 96)
Свобода
Тысячи лет назад, когда рабовладение было общепринято и являлось одной из основ экономической жизни, Тора указала путь к иному обществу.
Лишить еврея свободы без суда считалось тяжким преступлением. В еврейской среде рабство было фактически объявлено незаконным. Более того, свыше трех тысяч лет тому назад именно Тора подняла знамя свободы против рабства во всем мире. В противовес распространенным в те времена представлениям о том, что беглого раба нужно возвратить хозяину. Тора признала свободным и равноправным поселенцем любого беглого раба, который достиг границ Святой Земли. Если он был готов отказаться от идолопоклонства и соблюдать основные законы человеческого общежития (семь «мицвот бней Ноах»), ему гарантировались гражданские права.
Обыск и конфискация имущества
Тора предписывает соблюдать неприкосновенность жилища; она запрещает судебному исполнителю входить в дом должника с целью обыска и конфискации имущества в счет покрытия долга. Долг необходимо погасить, но выбрать вещи для возмещения долга — право должника. Характерно, что это положение, лежащее в основе права человека на частную жизнь, записано сейчас в конституциях большинства современных государств.
Защита прав на частную жизнь
Если хозяин дома может наблюдать через окна, что делается в жилище соседа, он обязан, при определенных условиях, принять участие в расходах по возведению защитного ограждения.
Охрана тайны частной переписки была гарантирована постановлением Х века. Естественным развитием этих постановлений является запрет подслушивать телефонные разговоры, считывать информацию с чужого компьютера и т. п. Такого не должно позволять себе даже правительство и государственные органы, кроме случаев, когда есть серьезные основания подозревать криминальную деятельность.
Самооговоры
Большинство демократических законодательных систем подтверждает, что подсудимый не может быть принужден судом или трибуналом к даче обвинительного материала против себя. Проблема, однако, заключается в том, что при отказе давать показания неизбежно возникают подозрения, что человеку есть что скрывать. И все же, по закону Торы, такое право подсудимого разумеется само собой. Любое обвинение, которое возводит на себя обвиняемый, не фиксируется судом, и суд не придает ему никакого значения. Это защищает обвиняемого и от попыток полиции вырвать у него признание, поскольку никакое признание не будет принято судом в качестве доказательства. Так действует один из принципов Торы, который мы называем «выключателем», или принципом «да — нет». Его применение не зависит от конкретного индивидуума и его благоразумия, а также от того, требует ли обвиняемый применить его по отношению к себе или нет.