Темы: Рош Ашана, Сотворение мира, Еврейский календарь, Биркат аХама, Месяц Нисан, Рав Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВопрос уважаемому раву Бен-Циону. Почему мы благословляем на солнце, как оно было при сотворении мира, в нисане, а не в тишрее? И, если мир был создан в нисане, то почему в молитвах на Рош а-Шана (Новолетие) мы говорим, что сегодня был создан мир, сегодня нас судят за дела года и т. д. ? С уважением, А.
Уважаемый А.!
В Талмуде (трактат Рош а-Шана 10) приводится спор рабби Элиэзера и рабби Йеошуа: согласно рабби Элиэзеру, мир был создал в месяце тишрей, согласно рабби Йеошуа — в месяце нисан. Точнее, 1-го тишрея (или нисана) был сотворён человек, а творение мира было на пять дней раньше — 25 элула по рабби Элиэзеру или 25 адара по рабби Йеошуа.
Возникает вопрос: в соответствии с чьим мнением установлена алаха, в соответствии с чьим мнением мы выполняем связанные с этим заповеди?
Из комментариев Раши и Тосафот (Рош а-Шана 12) следует, что закон установлен в соответствии с мнением рабби Йеошуа: мир был создан в нисане. В Гмаре Брахот 59 написано: мы произносим Благословение на солнце в начале поры нисана (ткуфат нисан).
Как же, в таком случае, мы можем говорить в молитве на Рош а-Шана «зэа-йом тхилат маасэха» — «Это день начала Твоих деяний»?
Рабейну Там в комментарии Тосафот (Рош а-Шана 27а) говорит так: «Задумано было создание мира в тишрей, а реально был создан в нисане».
Это сложно понять, ведь для Б-га не существует времени, время — для нас. По-видимому, были особые фазы в создании мира «относительно нас», для проявления в нашем мире.
Арух а-Шулхан и рав Бен-Цион Аба-Шауль зацаль (который так понимает мнение Рамбама) полагают иначе: мы принимаем мнение рабби Элиэзера, что мир был создан в тишрее. А отсчитывая ткуфот («поры года») от нисана, мы отправляемся от «гипотетической» точки, которая была до сотворения мира.
С уважением,
Бен-Цион Зильбер
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Канун Рош аШана подобен дню перед судом. Поведение человека должно быть максимально серьезным, а его действия — праведными. Мы должны раскаяться в ошибках, совершенных в течение года, и принять обязательство не грешить.
Рав Бенцион Зильбер
Скоро биркат аХама
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2023: праздник начинается 15 сентября с заходом солнца и длится два дня
Рав Калев Крелин
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Заповеди из «Книги заповедей» Рамбама, относящиеся к Песаху
Рав Ицхак Зильбер
Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
И мы больше не можем пользоваться этими признаками?
Рав Реувен Куклин
Это не гордость?
Рав Натан Агрес
В колодце Мирьям?
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
Вся эта ситуация — исключительный замысел Всевышнего?
Рав Эльяким Залкинд
Сейчас не бывает чудес?
Рав Меир Мучник
Ведь и Моше сделал исцеляющее изображение змея, а умерший воскрес, прикоснувшись к костям Элиши?
Рав Яков Шуб
Что делает нас еврейским народом?
Рав Бенцион Зильбер
Какая разница, как именно добыть воду из скалы? В любом случае это чудо!