Юношество — это возрастная категория между детством и зрелостью. По еврейской Традиции, юность — это возраст между еврейским совершеннолетием и двадцатью годами. Юность — это устремленность в будущее: в юности происходит становление личности, развивается мышление, человек задумывается о своем месте в этом мире и о смысле жизни.
Оглавление
Ступени развития [↑]
Известно, что прежде чем ребенок превращается во взрослого человека, он проходит некую ступень между детством и зрелостью, которую современный русский язык обозначает словом «подросток». Это слово придумал и ввел в обиход Ф.М. Достоевский. На иврите ни такого понятия, ни слова никогда не было, и этот период испокон веков назывался юностью, юношеством.
Пророк Йермияу (6:11), перечисляя возрастные периоды, говорит: дитя, юноша, муж, старец, дряхлый. Также и Раби Саадия-Гаон различает детство, юношество, зрелость и старость (Эмунот ве-Деот, 10, 3, 8).
В Талмуде обыкновенно различаются три возрастных периода: детство, юношество, старость, в каждом из которых наступает особенно резкая перемена в физических и умственных особенностях людей. Например, в Масехет Йома (75б) говорится о том, что, когда юноши ели ман, выпадавший в пустыне, он имел для них вкус хлеба, тогда как для пожилых — оливкового масла, а детям ман напоминал мед.
Когда человек взрослеет? [↑]
Призывает Коэлет (12:1): «И помни о своем Создателе с юных дней, пока не пришли худые дни, и не наступили годы, о которых скажешь: нет мне в них проку». Независимо от возраста, люди должны помнить о Вс-вышнем и Его заповедях, потому что жизнь очень скоротечна, годы молодости быстро проходят, и наступает тот возраст, в котором уже не остается для Торы ни сил, ни памяти.
Юношеский возраст — с 13 (для девочек — с 12) и до 18-20 лет очень важен для становления личности человека, для выработки верных ориентиров, для переоценки выученного в детстве, для пересмотра и самостоятельного освоения ценностей, привитых родителями.
Хотя возраст совершеннолетия в еврейской Традиции — это 12 и 13 лет, тем не менее, Тора не считает достигших бар-мицвы и бат-мицвы совершенно взрослыми. И даже в правовой области мальчик, достигший возраста бар-мицвы, остается не полностью совершеннолетним: по еврейскому закону, он не приобретает права распоряжаться унаследованным от отца имуществом до 20 лет, и не по всем делам его можно допрашивать в суде в качестве свидетеля (Бава Батра, 156а). Кроме того, юноша до 20 лет не может быть судьей по уголовным делам.
Но самое главное: эта же возрастная граница — 20 лет — считается определяющей в смысле духовного становления личности.
И хотя большинство комментаторов считают, что цифра «20» получена по Традиции от Моше, в Письменной и Устной Торе содержится несколько намеков на значимость возраста двадцати лет. Самое известное упоминание о возрастных рубежах мы находим в трактате Авот (5:21): «…а в двадцать — стремиться» (лирдоф).
Есть несколько объяснений того, к чему должен стремиться в этом возрасте человек. Одно из них касается повторения выученной до сих пор Торы, другое — поисков пропитания для молодой семьи (ведь двадцатилетний юноша должен жениться), а третье объяснение говорит, что лирдоф означает, что с двадцатилетнего возраста человека начинают преследовать с Небес, если он согрешил, а до этого возраста Небесный суд его не наказывает.
Талмуд сообщает, что Адам был сотворен взрослым — как двадцатилетний (Берешит раба 14:7), и поэтому он понес наказание за совершенный грех. Виленский Гаон в своем труде «Совершенная мера» учит, что, если человек умирает до 13 лет, — это приговор Высшего суда (за грехи его отцов). А с двадцати лет и далее — за собственные грехи.
После бар-мицвы только начинается взросление ребенка, которое продолжится до 20 лет и в некотором смысле будет продолжаться всю его жизнь.
Особенности юношеского периода [↑]
В современном обществе границы между подростковым, юношеским и зрелым периодами очень размыты. С одной стороны, у молодежи наблюдается тенденция к инфантилизму, что не позволяет некоторых 25-26-летних людей назвать взрослыми. С другой стороны, появляются карьерные возможности для молодежи, не обладающей ни высшим образованием, ни опытом, ни знаниями — и многие юноши, становясь материально независимыми от родителей, невольно взрослеют раньше своих инфантильных сверстников.
Психологи говорят, что в юношеском возрасте происходит развитие мышления, которое позволяет выделять в предмете существенное, приходить к пониманию причин того или иного явления, выделять общее и частное. Недаром Талмуд начинают изучать углубленно именно в возрасте 13 лет.
Воображение юношей характеризуется большим развитием самоконтроля; фантазия, ранее бесконтрольно уводившая ребенка в сторону от реальности, в этом возрасте критически осмысливается. Юноша устремлен в будущее: он стремится строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.
Рав Йосеф Б. Соловейчик в книге «Уникальный опыт иудаизма» пишет: «Молодой человек по существу искатель, вопрошающий и доверяющий, в то время как старый человек, как правило, созерцатель, предающийся раздумьям скептик». (Две книги Танаха: Шир Аширим и Коэлет отражают эти настроения. Шломо писал первую из них, когда был юн, и вторую, когда был стар.)
Юноша начинает задавать себе вопросы: кто я? зачем я? На этом этапе он открывает свой внутренний мир и эмансипируется от взрослых, обретает независимость от мнения родителей и учителей. Именно в этот период складывается его мировоззрение.
Как раз потому, что так важно в этот период выбрать прямой путь, — путь Торы и заповедей, йецер-ара мобилизует в это время все свои силы, чтобы увести юношу с этого пути.
В книге Коэлет сказано: «Радуйся, юноша, своей молодости, и пусть благоволит тебе твое сердце в дни твоей юности, и следуй путями твоего желания и видениям твоих глаз, но знай, что за все это Всевышний приведет тебя на суд». Наши мудрецы пояснили, что этот стих состоит из двух частей. Первая из них — это слова дурного побуждения, а вторая — доброго. Дурное побуждение соблазняет: «Радуйся, юноша…», а доброе напоминает, что «за все это Всевышний приведет тебя на суд».
Царь Шломо объяснил суть и смысл этой бесконечной борьбы. Дурное побуждение нападает и осаждает, стоя на высокой скале, укрепившись на твердыне страсти, обозревая сверху все притягательные соблазны мира и его наслаждения; доброе же побуждение отступило в сторону, разбило лагерь напротив него, укрепилось на вершине трепета и взывает к человеку от имени Вс-вышнего: «Помни своего Творца в дни своей юности, ибо от Него наказание и воздаяние, и Он приведет тебя на суд за все сокрытое».
Юношество: проблемы и решения [↑]
Каждый родитель согласится, что дети вырастают как-то незаметно, и по инерции мы продолжаем их воспитывать несмотря на то, что они уже вышли из возраста воспитания, и бываем удивлены их сопротивлению.
Родители, знакомые с юношеской психологией, оставят в стороне все силовые методы воздействия на подросших детей: давление, принуждение, запреты, тотальный контроль, чтение нотаций — и будут рассчитывать на ту базу доверительных отношений с детьми, которую они заложили ранее.
Когда мы видим, что наши дети, ставшие юношами и девушками, не оправдывают наших ожиданий, мы можем и должны не акцентироваться на проблемах, а продолжать видеть их достоинства и положительные стороны, беседовать с ними в доверительном и дружественном тоне, поддерживать их, делиться с ними своими переживаниями, показывать, что нам небезразлично то, что происходит в их жизни. Только тогда есть шанс, что к нам прислушаются.
Необходима чуткость, чтобы увидеть, что за несдержанностью и дикими, на взрослый взгляд, поступками скрывается крик о помощи. Если наши дети не могут сами справиться с эмоциональным грузом, который сопутствует им на протяжении юношеских лет, возможно, родительской помощи и поддержки недостаточно, и пришло время обратиться к квалифицированному психологу.
И конечно же, надо молиться Вс-вышнему, чтобы он помог детям пройти через этот непростой период их жизни и выйти из него обновленными, с твердыми моральными ценностями и готовностью вступить во взрослый мир. Вс-вышний всегда прислушивается к молитвам родителей.