Оглавление
Заповедь «не убий» и трансплантация органов. Парадокс гуманизма.
Запрет убийства [↑]
В числе 10-ти Речений, данных евреям на горе Синай, есть известная заповедь — запрет убийства. Тора напрямую говорит (Шмот 20:13): «Не убей».
Но еще до дарования Торы — после Потопа — Б-г дал несколько законов, которые распространяются на все человечество — т.н. 7 Заповедей Ноаха, и в числе тоже есть запрет убийства.
«… И со всякого человека, с одного за другого взыщу душу человека. Кто прольет кровь человека, того кровь прольется человеком, ибо по подобию Б-га создал Он человека» (Берешит 9:5).
«… По подобию Б-га создал Он человека» — это центральная идея Торы. Б-г раскрыл нам Себя как дух и источник жизни, добра и любви; так и человек, по сути своей существо духовное, способен давать жизнь, нести людям добро и любовь. Поэтому лишить человека жизни — тягчайшее преступление.
Ценность жизни неизмерима, и сократить ее хотя бы на мгновение — значит совершить убийство. Рука убийцы лишает мир присутствия Б-га. «Убивающий человека разрушает целый мир» (Мишна, Сангедрин 4:5).
Парадокс гуманизма [↑]
Мы живем в эпоху гуманизма. О ценности человеческой жизни сказано много высоких слов, но на самом деле мы нередко видим, что жизнь человека ни во что не ставят.
Есть немало «идеалистов», готовых погубить сотни ни в чем не повинных людей только для того, чтобы кому-то что-то доказать или привлечь внимание к своей особе или к какой-либо ситуации. А другие, хотя прямо их не поддерживают, но «вполне понимают».
«Понимать» зло значит внутренне соглашаться с ним. Человек как один из сотен тысяч видов живых существ, населяющих вселенную, не имеет особой цены. Но ценность человека, созданного Б-гом ради высшей цели, неизмерима.
Какова алаха? [↑]
Человеческую жизнь нельзя подвергать опасности даже косвенным образом. Неосторожный водитель, с точки зрения Торы, — потенциальный убийца.
«Особенно же кровь вашу, за души ваши взыщу: со всякого животного взыщу ее и со всякого человека, с одного за другого взыщу душу человека» (Брешит 9:51). Даже когда человек думает, что, обрывая чью-то жизнь, он совершает акт милосердия («чтобы не мучился»), — все равно это убийство. Никто не имеет права считать чью-либо жизнь бессмысленной, в том числе и свою собственную.
Человек, который находится в коматозном состоянии, считается живым до тех пор, пока самостоятельно дышит, и прервать его жизнь — значит совершить убийство.
Нельзя удалить для трансплантации ни один из органов умирающего, даже если это может спасти от смерти другого человека. Нет пока общего мнения, в какой момент можно считать человека неживым в ситуации, когда сердце продолжает работать, а мозг уже умер. В каждом таком случае необходимо обратиться к знатоку Алахи.
Спасая свою жизнь, можно убить нападающего, но, даже оберегая свою жизнь, убить того, кто не нападает — значит совершить преднамеренное преступное убийство.
Если нет другого способа воспрепятствовать убийству или изнасилованию, человек имеет право и даже обязан убить преступника.
Разрешается вести оборонительные войны. Если стране объявлена война и ожидается нападение, допускается превентивный удар.
Еще пару слов о трансплантации [↑]
В нерелигиозном обществе ценность жизни определяется исходя из экономических и социальных соображений. С этой точки зрения жизнь человека, который впал в коматозное состояние, когда уже не регистрируется электрическая активность сердца, безусловно менее ценна, чем жизнь человека, который может прожить после пересадки органа еще по крайней мере несколько лет.
Но с точки зрения Торы человеческая жизнь — это дар Б-га, и ее ценность безгранична. И не нам, людям, решать, чья жизнь дороже: бедняка, например, или богатого человека.
Приняв далекую от Торы систему ценностей, мы обесцениваем человеческую жизнь, да и вообще лишаем ее всякого смысла, потому что жизнь человека, которую мы «спасаем» за счет жизни другого, уже не имеет истинной ценности.
Тора не только не «отсталое» учение, она смотрит далеко вперед и несет в себе ничем не ограниченное благо.
Один из запретов Торы, который распространяется также и на неевреев (как одна из «мицвот бней Ноах»), это — «эвер мин га-хай», то есть запрет есть «часть от живого». Мы не имеем права взять себе (для еды, пересадки и др.) часть даже от животного, пока оно еще живо, тем более — от человека. И еще сказано: «не стой на крови брата твоего» (Ваикра 19:16).