Трактат Ктубот («Брачные договора») входит в третий из шести разделов Мишны, а также Вавилонского и Иерусалимского Талмудов, который носит название «Нашим» («Женщины»). Ктуба — это еврейский брачный договор, отсюда и название трактата — «Ктубот» (мн. число от «ктуба»).
Трактат в основном рассматривает законы, касающиеся семейной жизни в её различных аспектах и проявлениях, перечисляя, обсуждая и определяя привилегии и обязанности мужа и жены в их взаимных отношениях со дня их обручения.
Отдельными темами трактат рассматривает вопросы безнравственного поведения и супружеской неверности, права отца и мужа, а также разбирает иные темы, прямо или косвенно связанные с основной темой.
Трактат включает в себя 13 глав.
Глава первая посвящена обсуждению вопросов, касающихся дней недели, в которые разрешено бракосочетание, разбирает благословения, произносимые при бракосочетании, а также связанные с этим законы.
Разбираются положения, обязательные для включения в Ктубу для различных случаев: бракосочетания девственниц, вдов, разведенных, также женщин, принадлежащих к различным слоям социальной и религиозной жизни.
Разбираются законы, связанные с девственностью, попутно приводятся условия, касающиеся гиюра ребёнка, рассматриваются вопросы о достоверности показаний подвергшейся насилию, а также условий, при которых подвергшаяся насилию, не лишается возможности бракосочетания с коэном.
Глава вторая приводит дискуссию об условиях заключения Ктубы, возникающих в результате разногласий между мужем и женой в отношении того, была ли она до этого в браке как девственница, или как вдова.
Приводятся условия, при которых свидетели бракосочетания могут признать свои подписи недействительными.
Разбираются обстоятельства, при которых принимаются показания женщины, в случае, если она заявляет, что разведена или несмотря на то, что она была в плену, осталась девственницей.
Рассматривается ситуация, когда человек предполагает, что является коэном, а также разбирается вопрос, в каких случаях женщина, заключенная в тюрьму язычниками, разрешена и в каких случаях запрещена своему мужу.
Устанавливается принцип, согласно которому никто не может свидетельствовать о себе, приводится закон, согласно которому жены коэнов, находившиеся в осаждённом войсками городе, запрещены их мужьям, если не будет получено независимое доказательство в их пользу.
Перечисляются случаи, когда взрослые люди признаются свидетелями того, что они видели в детстве.
Глава третья устанавливает законы о санкциях за совращение женщин, в зависимости от их принадлежности к различным социальным категориям, проводится различие между ними и иными лицами, в отношении которых применяются или вообще не применяются компенсации или штрафы. Обсуждается вопрос о наложении двух санкций за одно действие, связанное с двумя правонарушениями.
Глава четвёртая разбирает права отца на приобретения его дочерей, а также компенсации, выплаты по брачному контракту, находки и иные доходы.
Рассматриваются претензии мужа на некоторые из этих прав и обязанности, которые он принимает взамен.
Разбираются различные права в отношении отца и мужа, является ли отец юридически или морально обязанным содержать своих детей, а также обязанности и привилегии братьев, в случае, когда молодая сестра претендует на средства из имущества умершего отца для собственного содержания.
Рассматривается вопрос о наказаниях для помолвленной гиерет, изображавшей блудницу, а также человека, ошибочно обвинившего свою жену в аморальном деянии.
Приводятся привилегии жены и ее детей согласно основополагающим правилам заключения брачного договора, даже если документ не был составлен должным образом или никогда не был написан.
Приводится и обсуждается ряд известных нормативных актов, принятых Санедрином в городе Уша.
Глава пятая продолжает устанавливать правила в отношении дополнений и изменений к положениям Ктубы, связанные с правами жены.
Приводятся законы, с какого момента женщины, выходящие замуж за коэна имеют право употреблять в пищу труму.
Обсуждается, при каких условиях муж может освятить работу жены, а также рассматриваются, какие услуги жена обязана выполнять для мужа.
Рассматривается вопрос, о периоде времени кормления женой ребёнка, разбираются вопросы о времени супружеской близости, а также санкции, если одна из сторон отказывается от исполнения супружеских обязанностей.
Разбирается вопрос о минимуме еды и одежды, которыми муж обязан обеспечивать жену в случае, если он содержит её через агента.
Глава шестая определяет права мужа на имущество жены, предметы рукоделия и ее приобретения.
Приводится размер приданого, которое дочь может ожидать от своего отца или от его имущества после его смерти.
Подробно рассматриваются обязанности по обеспечению брака сирот, их потребностей и предметов роскоши, делается упор на сохранение достоинства и самоуважения получателей помощи.
Разбираются вопросы, касающиеся свёкра, который обещал определенную сумму своему зятю, а также рассматривает случай, когда отец передал денежную сумму доверенному лицу в интересах своей дочери, которая желает, чтобы данная сумма была передана ее мужу.
Глава седьмая занимается законами, регулирующими отношения между мужем и женой, а также разбирает основания для прекращения брака, при которых муж, приняв обет, избегает отношений с женой, а также когда жена не получает какой-либо выгоды от мужа (например, от употребления в пищу определенного вида фруктов, наслаждения каким-либо особым удовольствием или от выполнения мужем каких-либо ее законных желаний).
Приводится закон, согласно которому морально или физически неполноценные женщины могут быть разведены без Ктубы, а также рассматривает основания для развода с женой из-за нежелательного физического состояния или рода занятий мужа.
Глава восьмая посвящена распоряжению денежными средствами, товарами, рабами, или земельной собственностью по наследству жены или вдовы, находящейся в ожидании левиратного брака или «халицы» (обряда освобождения от левиратного брака).
Приводятся законы ограничений требований мужа о возмещении его расходов на улучшение имущества жены.
Глава девятая приводит формы документов отказа мужа от права на собственность жены, а также излагает вытекающие отсюда правовые последствия.
Разбираются законы, касающиеся претензий жены, кредиторов и наследников имущества умершего человека.
Рассматривается вопрос о необходимости клятвы о честном ведении дела, которая может быть истребована с жены, которая торгует или управляет имуществом своего мужа, а также приводит формы и способы освобождения от такой клятвы.
Разбирается закон о клятве, которая может потребоваться от женщины, нарушившей условия Ктубы, а также рассматриваются ситуации, связанные с несовершеннолетним и гером.
Глава десятая определяет приоритет требований о взыскании средств по условиям Ктубы, разбирает ситуацию об освобождении от клятв двух или более жен, которые были замужем за одним и тем же мужем, а также рассматривает права их наследников.
Приводятся положения закона в случае уступки одной из женщин ее требования о разделении имущества покойного мужа, а также обсуждаются права кредиторов, имеющих долговые документы с разными датами.
Глава одиннадцатая приводит права и обязанности вдовы в отношении сирот ее покойного мужа, устанавливает законы, определяющие действительность или недействительность действий жены при продаже имущества покойного мужа, а также действий бейт дина или представителей, которые продают любое имущество по более высокой или более низкой цене, чем рыночная стоимость.
Перечисляются категории женщин, не имеющих права на выполнение каких-либо привилегий Ктубы, получение алиментов и т.п., а также тех женщин, которые имеют право лишь на отдельные привилегия, закреплённые Ктубой.
Глава двенадцатая определяет рамки обязательств мужа по отношению к дочери жены, содержание которой он взял на себя в течение определенного числа лет, а также обязательств наследников по отношению к вдове их отца.
Приводятся сроки, в течение которых, в соответствии с Ктубой, вдове и наследникам разрешено претендовать на исполнение условий Ктубы.
Глава тринадцатая приводит тексты различных судебных решений двух известных Иерусалиме судей по различным правовым ситуациям.
Приводятся предостережения о серьезных последствиях взяток, обсуждается валюта, в которой должны выплачиваться средства по обязательствам Ктубы.
Провозглашается также превосходство над всеми другими землями Эрец Исраэль, а также Иерусалима над всеми другими городами.
На нашем сайте представлены аудио-уроки р. Нохума Офмана по трактату «Ктубот» в рамках учебного цикла «Даф айоми»