Хагига — трактат Мишны, Иерусалимского и Вавилонского Талмуда. Входит в раздел «Моэд», рассматривающий законы особых дней года — еврейских праздников, субботы, постов и т.д. («Моэд» — ивр. «срок», «установленное время» — одно из названий годовых праздников в Танахе). Трактат Хагига посвящен жертвоприношениям, совершавшимся в дни праздников Песах, Шавуот и Суккот, когда все мужчины были обязаны совершать паломничество в Иерусалимский Храм.
Оглавление
Чему посвящен трактат Хагига? [↑]
Трактат Хагига входит в состав Мишны (II-III вв н.э.), а также Иерусалимского и Вавилонского Талмудов, содержащих комментарии к Мишне более поздних еврейских мудрецов (III-V вв н.э.).
В трактате обсуждаются законы жертвоприношений, которые был обязан совершать каждый мужчина, придя в Иерусалимский Храм на время трех праздников — Песах, Шавуот и Суккот. Эти праздники относятся к так называемым «моадим» (ед.число «моэд») — особым дням года («моэд» на иврите «срок», «установленное время» — одно из названий годовых праздников в Танахе, ср. Эйха, 1:4, 2:6,7). Другое название праздников Песах, Шавуот и Суккот — «шалош регалим», «три восхождения». Во времена существования Храма все мужчины должны были в эти дни прийти в Иерусалим, предстать перед Б-гом в «азаре» (храмовом дворе) и принести Ему жертвы.
Жертвы были двух видов: ола (всесожжение — они полностью сжигались на жертвеннике), и шламим (мирные), одну часть которых сжигали, другую отдавали коэнам (служителям в Храме), а третью ел хозяин жертвы в качестве праздничной трапезы.
Войти на территорию Храма, принести жертву, а затем съесть ее мясо мог только человек, находящийся в состоянии ритуальной чистоты. Поэтому трактат Хагига занимается также вопросами о ритуальной нечистоте и способах очищения от нее.
Трактат Хагига входит в один из шести разделов Мишны — Моэд.
Что такое хагига? [↑]
Хагига — это вид мирной жертвы, называемый «шалмей хагига» — «мирная жертва празднования». Ее приносили только паломники, приходившие в Иерусалим во время «шалош регалим». Мясо хагиги, после отделения соответствующих частей для сжигания на жертвеннике и для коэнов, предназначалось в пищу подобно мясу обычной жертвы шламим и служило главным блюдом праздничной трапезы.
Обязанность приносить жертву хагига содержится в Торе. В книге Шмот (23:14) говорится: «Три раза празднуй Мне в году» — «Шалош регалим тахог ли ба-шана».
Как объясняют комментаторы, «тахог» («празднуй») означает «принеси праздничную жертву» — «корбан хагига». Талмуд (трактат Хагига, л.10Б) говорит, что обязанность принести эту жертву следует также из стиха, относящегося к празднику Суккот: «И празднуйте это как праздник Господу …" — “Вэ-хаготэм ото хаг ле-Ашем …”» (Ваикра, 23:41).
Другие жертвы, приносимые во время праздников «шалош регалим» [↑]
Кроме хагиги паломники, пришедшие в Храм, должны были принести жертву «олат реийя» («всесожжение видения», или «всесожжение предстояния», приносимое в момент, когда паломники представали перед Вс-вышним). Эта жертва сжигалась полностью и обладала наивысшей степенью святости. Необходимость ее принесения также учится из Торы (Дварим, 16:16): «Трижды в году пусть явится все мужское твое (население) пред Г-спода … и не должно явиться пред Г-сподом с пустыми руками». Объясняет Раши: «Но доставь всесожжения при предстоянии и мирные праздничные жертвы».
Кроме «всесожжения видения» паломники, пришедшие в Храм, приносили также всесожжения, которые в остальные дни года обязались совершить по обету или по доброй воле. Они называются «всесожжениями по обету» («недарим») и «всесожжениями от щедрот» («недавот»). Они отличаются от «всесожжений видения» тем, что их совершали только в холь а-моэд («будни праздника») — промежуточные дни между первым и последним днями праздников, имеющими статус «йом-тов» (день, когда запрещена работа).
Кроме того евреям было заповедано приносить еще один вид мирных жертв — «шалмей симха» («мирные жертвы радости»), чтобы выполнить то, что сказано в Торе: «И радуйся пред Г-сподом, Б-гом твоим» (Дварим, 16:11) и «И веселись в праздник твой» (Там же, 16:14), ибо «ничто так не вызывает веселья, как мясо» (Псахим, 109а). И об этом говорится в Пятикнижии: «И заколешь ты мирные жертвы, и будешь есть там и радоваться пред Г-сподом, Б-гом твоим» (Дварим, 27:7).