Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не возненавидь брата своего в сердце, не мсти и не храни зла на сынов народа своего»Тора, Ваикра 19, 17—18
Тема

Талмуд-Тора

Оглавление

Талмуд-тора — буквально с ивр. «изучение Торы». Понятие «Талмуд-тора» имеет два значения: 1) заповедь изучения Торы и 2) учебное заведение, начальная религиозная школа для мальчиков.

Изучение Торы — важнейшая еврейская заповедь [↑]

Тора — это мудрость Вс-вышнего, своего рода чертеж, по которому создавался мир. Изучая Тору, мы выполняем главную цель, предписанную еврейскому народу — служить Б-гу и приближаться к Нему.

Тора содержит 613 заповедей, которые определяют повседневную жизнь еврея. Изучение этих законов — условие их правильного исполнения. Каждое утро мы произносим специальное благословение на изучение Торы, а потом, чтобы благословение не было напрасным, читаем три отрывки из различных частей Торы — Письменной и Устной. В последнем из них перечисляются различные заповеди и добрые дела, за которые человеку полагается награда; этот отрывок заканчивается словами: «Но изучение Торы равноценно всем им вместе взятым».

Еврейский закон обязывает каждого мужчину учить Тору, будь он бедным или богатым, здоровым или страдающим от болезней, юношей или глубоким старцем. Заниматься следует ежедневно — как днем, так и часть ночи. И счастлив тот, у кого есть постоянное время для занятий и кто никогда не пропускает своего часа, постигая данные евреям заповеди изо дня в день.

Учиться следует вслух — это позволяет лучше запомнить прочитанное. И всякий, кто так делает, даже если он понимает не все, что говорит, выполняет заповедь. По словам еврейских мудрецов, тот, кто занимается Торой и не может понять ее, потому что ему не хватает мощи интеллекта, удостоится понять ее в Будущем мире.

Если человек по каким-либо причинам не может учиться, он должен по возможности материально поддерживать тех, кто занят изучением Торы. Это засчитывается ему, как будто он учился сам. Так делали сыновья праотца Яакова братья Иссахар и Звулун: Звулун занимался торговлей и кормил Иссахара, чтобы у того было время заниматься Торой.

Одним из аспектов заповеди изучения Торы является обязанность почитать мудрецов и учителей (см. об этом тему Талмид хахам).

Подробнее законы изучения Торы изложены на сайте в цикле по книге Кицур шульхан арух.

На обучении детей Торе держится мир [↑]

Обучение детей Торе всегда обеспечивало существование и выживание еврейского народа. Это важнейшая заповедь, данная нам Вс-вышним. Каждый отец обязан учить своего сына (или нанять ему учителя), как сказано: «И обучайте сыновей своих, рассказывая им» (Дварим 11:19), и каждый мудрец должен преподавать Тору любому ученику.

Во всех местах, где жили евреи, принято было нанимать меламеда (учителя маленьких детей). В «Законах изучения Торы», приводимых Рамбамом в книге Мишна Тора, говорится: «если в городе нет детей, обучаемых Торе — на жителей города накладывают херем (отвержение), пока не назначат меламедов; если и после этого не назначили, разрушают город: ведь мир держится только на лепете детей, обучаемых Торе» (Мишна Тора, ч.1 — «Книга знаний», гл.2).

Произносить слова Торы учат с того момента, как ребенок начинает говорить (первая фраза из Писания, которую он должен запомнить — «Тору заповедал нам Моше, наследие она общины Якова»), с трех лет обучают чтению, с пяти — Хумашу (Пятикнижию) с комментариями Раши, с семи-восьми — Мишне, а затем — Талмуду (Гмаре).

На этой основе строится традиционное еврейское образование, которое существовало веками и продолжает существовать в наше время.

Талмуд-тора — религиозная школа для мальчиков [↑]

Талмуд-тора — традиционное название начальной религиозной школы для мальчиков. Другое ее название, принятое в ашкеназских общинах — хедер (дословно с ивр. «комната»): занятия в такой школе нередко проходили в одной из комнат квартиры учителя. Как правило, школы содержались на общественные средства и существовали даже в самых бедных общинах. В наше время они, в основном, частные: за обучение платят сами родители.

В религиозном мире принято, что, когда мальчики достигают тринадцати лет — возраста бар-мицвы (совершеннолетия), они переходят в ешиву, где углубленно изучают Талмуд. Занятия здесь в большей степени ориентированы на самостоятельное изучение и учебу в хеврутах (парах) — см. тему Хеврута на нашем сайте.

Выводить материалы