Судьба как предопределенность событий и поступков — такое понятие существует в иудаизме и обозначается словом «мазаль». Каждый отдельный человек, в том числе и еврей, получает при рождений некоторый набор условий, который влияет на его судьбу. Но для всего еврейского народа не существует неотменяемого предначертания: Б-г дал евреям возможность изменить себя и свою судьбу, чтобы показать: Он присутствует в этом мире, мы Его народ и только Он решает, какой будет судьба каждого.
Оглавление
Праотец Авраам, еврейский народ и звезды [↑]
В Талмуде (в трактате Шабат 156а) разбирается вопрос: какое влияние на судьбу человека оказывают созвездия и другие силы, созданных Вс-вышним для воздействия на мир. На иврите «судьба» и «созвездие» обозначаются одним словом «мазаль». Но Талмуд говорит, что для еврейского народа не существует неотменяемого предначертания и неизменной зависимости судьбы от светил:
«Сказал Святой, Благословен Он, Аврааму: “Твое потомство будет наследовать после тебя”. Ответил Авраам: “Властелин мира! Я видел, что, согласно мудрости о влиянии светил, у меня не может быть сына”. Сказал ему Всевышний: “Ты думаешь, что из-за состояния звезд не удостоишься потомства? Отойди от представлений этой мудрости — нет мазаля (неизбежной судьбы) у Израиля. Я могу переставить светила, изменить их влияние (в зависимости от заслуг человека)”. Об этом сказано (Берешит 15: 5): “И вывел его (Авраама) наружу (из-под власти светил), и сказал: взгляни на небеса и посчитай звезды, сможешь ли сосчитать их? Таково будет твое потомство (многочисленным и неподвластным влиянию светил)!”».
Сказали наши мудрецы (Вавилонский Талмуд, трактат Шабат 156а-б и трактат Нэдарим 32а): «Нет созвездия (судьбы) у Израиля» (т.е. то, что произойдёт с народом Израиля, не зависит от расположения звёзд; звёзды не влияют на судьбу Израиля). Это означает, что судьба еврея зависит не от звёзд, а от действий самого еврея.
Виленский Гаон объясняет, что над Израилем не могут быть властны созвездия, потому что «по гороскопу» Авраама-авину, в соответствии с расположением звёзд в момент его рождения, у него не могло быть детей. Но Вс-вышний поставил его выше звёзд, вывел из-под влияния созвездий. Таким образом, получается, что «по звёздам» евреи вообще не существуют, потому что они — потомки Авраама, а у Авраама, «по гороскопу», не могло быть потомства.
И в соответствии с принципом «нет созвездия у Израиля» Виленский Гаон объясняет то, что сказано в свитке Эстер об Амане-злодее: он бросил жребий, чтобы узнать, в какой день лучше действовать против евреев (Мегилат Эстер 3:7): «В первый месяц, то есть в месяц Нисан, в двенадцатый год (царствования) царя Ахашвероша, бросали пред Аманом пур, то есть жребий…» «Бросали пред Аманом» — странный оборот, понятней было бы «и бросал Аман». Объясняет Виленский Гаон: Аман знал, что нет созвездия у Израиля, поэтому жребий не поможет узнать, какой день плох для евреев. Ведь у них нет «судьбы». Но у самого Амана «судьба» была, и он хотел узнать, какой день является удачным для него самого, поэтому написано «бросали пред Аманом» — бросали, чтобы узнать судьбу Амана.
Изменить судьбу? [↑]
Сказано у пророка Нехемьи (9:7): «Ты — Всевышний, Б-г, который избрал Аврама, и Ты вывел его из Ур Касдим и дал ему имя Авраам». Есть объяснение, что здесь упомянуты три действия, меняющие судьбу человека: изменение поступков («избрал Авраама» — Авраам был избран за свои действия, поведение, отличающиеся от поведения людей его поколения и поколений до него), изменение места («вывел из Ур Касдим»), изменение имени («дал ему имя Авраам»).
Рамбам (Мишнэ Тора, раздел Тшува 2, 4) объясняет, что суть этих способов — не формальные изменения, а переход человека на новый, более высокий уровень, возвращение к своему настоящему уровню — путем тшувы. Рамбам пишет: «Человек, который возвращается, постоянно обращается к Всевышнему с молитвой… Делает цдаку по мере сил. Удаляется от дурного. Изменяет свое имя, как будто говоря: я не тот человек, который совершал (прошлые) действия. Изменяет все свои дела к лучшему и прямому. Покидает свое место, так как изгнание искупает грехи, приводит человека к смирению, скромности…».
Чтобы изменить судьбу, требуется изменить себя, а все способы — содействие этой перемене. И имя оказывает влияние на человека, и место (не зря говорят: «меняет место — меняет мазаль — судьбу»), и окружение, но главное — каков он сам: его действия, личные качества, взгляды, подход к жизни, отношение к людям, к Вс-вышнему.
Судьба народа и судьба человека [↑]
Главная цель еврейского народа состоит в том, чтобы жить над природой. Наша задача — возвыситься до уровня Б-жественной воли, а не жить лишь по законам механики. Поэтому судьба еврейского народа, мазаль, не предопределена раз и навсегда. Евреи способны изменять ее с помощью молитвы, благотворительности и духовных достижений.
У каждого еврея есть возможность подняться духовно, понимая, что на самом деле все исходит от Первопричины, от Единственного и Всесильного Творца, а цель Его сокрытия за всеми этими явлениями — в том, чтобы человек, наделенный разумом и душой, раскрыл завесу и обнаружил, Кто на самом деле управляет всем — вне всякой зависимости от каких бы то ни было причин. Человек, который осуществил эту возможность, удостаивается особого, более явного управления с Небес.
И эта привилегия — возможность приоткрыть завесу, за которой скрывается Творец, принадлежит еврейскому народу. Для этой цели и был избран еврейский народ — чтобы, видя его судьбу, исполнение пророчеств, связанных с ним, и особое благоволение, которого удостаиваются его праведники, люди могли бы укрепить свою веру.
Б-г дал евреям возможность изменить себя и свою судьбу, чтобы показать: Он присутствует в этом мире, мы Его народ и только Он решает, какой будет судьба каждого — вне зависимости от каких бы то ни было причин, а только в зависимости от выбора, который делает сам человек.
Согласно многим комментариям (Рашба, Рабейну Бехайе), «нет мазаля у Израиля» означает — у еврейского народа в целом. У каждого человека может быть своя определенная роль и судьба, которую задает его мазаль, но в целом еврейский народ занимает особое место в мире и неподвластен его обычным законам.
Абарбанель (Дварим 4) пишет, что характер и судьба каждого человека определяется временем его рождения, каждый день и каждый час — под своей звездой. Но роль народа определяется его страной. А страны, как народы, разбиты на семьдесят основных и управляются семьюдесятью ангелами — «звездами» — «мазалот». Тогда как Земля Израиля и еврейский народ, которому она дана, управляются непосредственно Б-гом. (Поэтому есть также мнение, что «у народа Израиля нет мазаля», именно когда он находится в Земле Израиля).
А по поводу личной судьбы каждого человека пишет Маараль в «Дерех Хаим» (60), что даже если в мире есть люди, родившиеся под одними и теми же звездами и похожие друг на друга типом тела и характера, все-таки каждый из них в чем-то уникален. И поскольку звезды для каждого из них стоят своим особым образом, ясно, что у каждого из них есть свое, только для него предназначенное место в мире, своя судьба — ведь именно звезды определяют это место.
И еще интересно: только на человека влияет расположение звезд, то есть, только у человека есть определенная судьба. Талмуд (Бава кама 2б), обсуждая отличие человека от животного, говорит: «Человек — это другое дело! У него есть судьба».
Да, у отдельного еврея судьба может сложиться по-всякому: бывает, что он беден, бывает, что становится жертвой антисемитизма, бывает, что его преследуют неудачи. Но в целом еврейский народ совершенно чудесным образом выжил за все эти тысячелетия вопреки всем законам истории и продолжает оказывать «непропорционально большое» влияние на весь мир.
«Нет гадания в Яакове» [↑]
А как насчет того, чтобы узнать свою судьбу посредством гадания? Мудрецы Талмуда свидетельствуют, что если человек придает значение астрологии, гаданию и всевозможным гороскопам, то предсказанные события неотвратимо исполняются. Тот, кто упорно стремится жить только по законам природы, становится ее рабом. Он может получить информацию о предстоящем событии, но в итоге все равно станет его жертвой. Комментируя стих «ки ло нахаш бе-Яаков — Ибо нет гадания в Яакове», Иерусалимский Талмуд отмечает, что слово «ло» можно понять в двух значениях: «нет» и «есть у него»: в принципе, у евреев нет гадания, но если веришь в такие вещи, если обращаешься к гаданию, то «есть у него» — нагаданные события осуществляются.
Постановляет Шулхан Арух (Йорэ Дэа 119, а): «Не спрашивают ни у звездочётов, ни у [иных] предсказателей судьбы». Ведь одна из основ жизни человека — приучить себя думать: всё, что происходит — от Вс-вышнего, Который желает его блага.
Однако иногда Вс-вышний желает сообщить нам, что произойдёт в будущем, чтобы мы изменили свои дела, — и для этого он ставит пророков. В наше время, когда нет пророчества, есть возможность узнать волю Вс-вышнего, изучая Тору, как сказано в Пиркей Авот (5, 22): «Вникай в неё [Тору] вновь и вновь, ибо в ней — всё». И еще сказали мудрецы (Талмуд, трактат Бава Батра, 12 а): «Мудрец [Торы] предпочтителен пророку».