Свидетели — это люди, которые являлись очевидцами определенного события. В еврейском религиозном праве роль свидетелей чрезвычайна важна. На основе показаний двух свидетелей суд может принять решение о строгих наказаниях. Законы, связанные со свидетелями и свидетельством, довольно обширны. Упомянем основные положения, относящиеся к этой теме.
Оглавление
Общие сведения [↑]
Свидетели — это люди, которые являлись очевидцами определенного события, о котором они могут заявить в еврейском суде. Переданная ими суду информация имеет статус свидетельских показаний и обладает юридической силой. Если свидетели и их показания были приняты, проверены раввинским судом и признаны пригодными, по закону Торы, суд на основании свидетельских показаний мог принимать решения не только о денежных санкциях, но и о смертной казни. И так сказано в Торе: «…но (только) по словам двух или трех свидетелей будут установлены факты» (Дварим 19:15).
Обязанность давать показания [↑]
Если некто являлся очевидцем определенного события, и его просят прийти в суд и дать показания, на основании которых, по законам Торы, человека можно осудить или оправдать, он должен это сделать, как сказано: «…а он свидетель, который видел или знает, если не даст показания, то понесет за это грех» (Ваикра 5:1). Тот, кто обязан дать показания в суде, и не делает этого, совершает серьезное нарушение. Хотя земной суд его за это не наказывает, но он будет наказан Небесами. Обязанность давать показания существует только в случае, когда они могут принести пользу суду, т.е. повлиять на принятие приговора. В противном случае такой обязанности нет (Рамбам, «Яд а-Хазака», «Илхот Эдут», 1:1).
Когда речь идет об имущественных вопросах, человек, объективно являющийся большим специалистом в Торе, чем самый знающий из членов суда, не должен являться в суд для дачи показаний — из уважения к Торе. Но когда рассматриваются судебные дела, не связанные с имуществом, особенно если за преступление полагается наказание плетью или смертная казнь, он обязан явиться в суд как свидетель (Рамбам, там же, 1:2).
Первосвященник обязан давать показания только по делу, связанному с царем и только в Великом Собрании Судей (Санэдрин), а от свидетельств по остальным вопросам он освобожден (Рамбам, там же, 1:3). Помимо первосвященника, никто не дает показаний, связанных с царем. Сам царь не выступает в качестве свидетеля (Рамбам, там же, 11:9).
Требования, предъявляемые к свидетельству [↑]
Свидетельство должно содержать только правду. Тот, кто, свидетельствуя в суде, говорит ложь, нарушает запрет из Торы, как сказано: «Не давай о ближнем своем лживых показаний» (Шмот 20:13).
За исключением определенных случаев, свидетельские показания должны быть даны обязательно в присутствии подозреваемых (Рамбам, там же, 3:11).
Показания могут быть приняты еврейским судом только если свидетель заявляет, что являлся очевидцем происходящего. Слова того, кто утверждает, что другой человек рассказал ему о произошедшем, не считаются свидетельством. На языке еврейского закона такой вид свидетельства называется «свидетель по словам другого свидетеля».
Свидетели должны дать показания в суде лично и исключительно в устной форме. Письменные показания, составленные свидетелями лично, но зачитанные другими людьми, — недействительны. Термин, которым пользуются для такого вида показаний — «из их уст, но не из текста, пусть даже написанного ими самими».
К свидетельству о преступлениях, за которые положены телесные наказания или смертельная казнь, предъявляются особо строгие требования: очевидцы должны были вместе видеть, как происходило преступление, и вместе давать показания в суде. Когда речь идет об имущественных вопросах, не обязательно, чтобы один свидетель знал о присутствии второго, и даже если они свидетельствуют по отдельности, их показания принимаются как показания двух свидетелей (Рамбам, там же, 4:1-7).
Письмо (заявление), написанное одной из судящихся сторон и подписанное свидетелями, является официальным документом и действительно для финансовых тяжб. Для этого необходимо, чтобы это письмо отвечало всем требованиям, которые предъявляются к подобного рода документам. На основании этого, подписанного свидетелями, заявления суд может обязать одну из сторон заплатить другой стороне.
Требования, предъявляемые к свидетелям [↑]
Женщины, родственники, дети, причастные к расследуемому делу лица и неевреи, даже если они говорят абсолютную правду, не могут выступать в качестве свидетелей (Рамбам, там же, 9:1-4).
Родственные связи между людьми не позволяют им быть свидетелями: и в случае кровного родства между свидетелями, и в том случае, если свидетель является родственником одной из судящихся сторон или одного из членов суда.
О какой степени родства идет речь? Если все родственные связи условно разделить на три уровня, то, начиная с третьего уровня, свидетельские показания принимаются (хотя в Талмуде есть мнение, согласно которому и такая связь является слишком близкой, чтобы состоящие в ней люди могли выступать в роли свидетелей). Другими словами, жена, муж, отец, сын, мать, дочь, родная сестра, родной брат — первая степень родства и состоящие в ней люди — не имеют права быть свидетелями.
Второй уровень родства — это дед, внук, бабушка, внучка, двоюродный брат, двоюродная сестра, дядя, племянник, тетя, племянница. Третий уровень, принадлежащие к которому люди могут выступать в качестве свидетелей, это: прадедушка, правнук, прабабушка, правнучка, троюродная сестра, троюродный брат, двоюродный дядя, двоюродный племянник, двоюродная тетя, двоюродная племянница. Принадлежность других родственников к тому или иному уровню родства можно легко определить, исходя из приведенного принципа.
Человек, который в силу родства с определенным мужчиной (например, одной из судящихся сторон) не может быть свидетелем, также не может быть свидетелем и в том случае, если вместо того мужчины будет его жена, ибо в данном случае муж и жена считаются одним целым. Аналогично этому, когда очевидец является родственником женщины, он не может свидетельствовать вместе с ее мужем, за него или против него. Также он не может выступать свидетелем на суде, где муж его родственницы является одним их членов суда (Рамбам, там же, 13:6).
Супруг родственницы считается таким же родственником, как и его супруга, только при ее жизни. Соответственно, супруга родственника считается таким же родственником, как и ее муж, только пока он жив. После смерти родственников их мужья или жены в отношении законов о свидетельстве не считаются родственниками (Рамбам, там же, 14:1).
Ребенок, т.е. мальчик до возраста 13 лет и девочка до возраста 12 лет, не могут выступать в качестве свидетелей. Взрослый человек может заверить подпись, которая была знакома ему в детстве, но при условии, что есть еще один свидетель, который был знаком с этой подписью уже во взрослом возрасте (Рамбам, там же, 7:2).
Умалишенные, глухие, немые и слепые на оба глаза непригодны для дачи свидетельских показаний.
Во времена, когда было распространено рабовладение, рабы и рабыни не могли быть свидетелями (Рамбам, там же).
Сказано в Торе: «Не разноси ложные слухи, не давай руки своей нечестивцу быть лжесвидетелем» (Шмот 23:1). Из этого стиха выводится правило о том, что нарушитель Закона не может выступать в качестве свидетеля («Шулхан Арух», «Хошен Мишпат», 34:1). Нарушителем Закона считается всякий, кто преступает запрет, делает ли он это с целью получения физического наслаждения, или чтобы разгневать Создателя («Шулхан Арух» там же, п.2).
Человеку, совершившему нарушение, за которое полагаются телесные наказания (малкот) или, тем более, смертная казнь, Тора не позволяет выступать в качестве свидетеля. А мудрецы постановили (прим. Рамо к «Шулхан Аруху» там же; «Питхей Тшува», п. 5; «Шулхан Арух» там же, п.3), что и нарушитель других законов (за которые не полагаются телесные наказания или смертная казнь) также становится непригодным свидетелем.
Ашкеназский законоучитель Рамо считает, что не за любое нарушение слов мудрецов человек становится непригодным свидетелем, но только за те, которые связаны с жаждой материальной наживы. За нарушение запретов мудрецов, не связанных с имущественными вопросами, как, например, перенос мукце в субботу, человек не теряет своего права выступать в качестве свидетеля.
Лишился ли человек права быть свидетелем на суде со закону Торы или по постановлению мудрецов — в ряде случаев имеет значение. Например, если после того, как человек дал показания в суде, обнаружилось, что он не мог выступать в качестве свидетеля, его показания аннулируются. В случае, когда речь идет о человеке, который по Торе не имел права выступать в качестве свидетеля, переданное раввинским судом на основании этих показаний имущество изымают и возвращают «проигравшей стороне». Но если он не является пригодным свидетелем согласно постановлению мудрецов, и представители раввинского суда уже успели передать имущество в руки «выигравшей стороны», постфактум это имущество не изымают и не возвращают «проигравшей стороне» («Хидушей а-Рашба», «Швуот», 31; «Хидушей раби Акива Эгер», «Шулхан Арух» там же, п.3).
Обручение, которое происходило в присутствии тех, кто, согласно постановлению мудрецов, не имел права выступать в качестве свидетелей, не засчитывается и необходимо совершить обручение заново в присутствии пригодных свидетелей. Но если пара решает расстаться, то мужчина обязан предоставить женщине разводное письмо (гет), так как по Торе свидетели считаются пригодными. Когда говорится о людях, которые по Торе не могут быть свидетелями, обручение не считается состоявшимся вообще («Шулхан Арух», «Эвен а-Эзэр», 42:5).
Еще одно отличие. Если человек был признан негодным свидетелем, согласно Торе, его свидетельство в суде аннулируется в любом случае, даже если он не был публично объявлен в синагоге непригодным свидетелем. Если же он не имеет права выступать в качестве свидетеля согласно постановлению мудрецов, его свидетельство аннулируется, только если предварительно в синагоге публично было объявлено, что он не может выступать в качестве свидетеля («Шулхан Арух» там же, п.23).
Человек, который состоял в запрещенных половых связях, не имеет право выступать в качестве свидетеля ни по каким вопросам. Тот, кто не состоял в запрещенной половой связи, но о ком известно, что он нарушает законы ихуда или правила скромности, может выступать в качестве свидетеля по любым вопросам, кроме тех, которые связаны с расторжением или сохранением брака. Однако изначально такого человека не приглашают выступать в качестве свидетеля ни по каким вопросам (прим. Рамо к «Шулхан Аруху», там же, п.25; «Байт Хадаш» там же, п.8).
За непреднамеренное нарушение Закона (не знал или забыл о том, что существует такой запрет), человек не теряет своего права выступать в качестве свидетеля. В Талмуде («Санэдрин» 26б) и в «Шулхан Арухе» (там же, п.4) приведен следующий пример непреднамеренного нарушения Закона: захоронение усопших в еврейский праздник (йом-тов). Поскольку те, кто это делали, были искренне уверены в том, что они не только не совершают никакого нарушения, но, напротив, исполняют великую заповедь, они не теряют своего права выступать в качестве свидетелей. В «Шулхан Арухе» (там же, п.24) упомянуты еще два примера нарушений, совершив которые человек не перестает быть пригодным свидетелем. Одно из таких нарушений — завязывание узлов в субботу, ибо многие люди не догадываются, что завязывание узлов запрещено в субботу. Второе — присваивание сборщиком налогов подати, когда он не предполагает, что это преступление настолько серьезное, что совершающий его теряет право выступать в качестве свидетеля.
Человек, который не учится, не работает и не приносит никакой пользы обществу, согласно специальному постановлению мудрецов, не может выступать в качестве свидетеля. Но если о таком человеке доподлинно известно, что он ведет себя адекватно, придерживается правил приличия и никому не причиняет зла, он не теряет своего права выступать в качестве свидетеля («Шулхан Арух» там же, п.17).
По словам мудрецов, люди, поведение или внешний вид которых вызывает неприязнь, не могут выступать в роли свидетелей (Рамбам, там же, 11:5).
Проверка свидетелей [↑]
На суде лежит обязанность досконально проверить пригодность свидетелей и истинность их показаний. Такая основательная проверка требовала высокого профессионализма и состояла из нескольких этапов. Некоторые из расспросов особенно принципиальны для признания свидетельства как истинного, и малейшего несоответствия в показаниях достаточно, чтобы они не были приняты. Другой вид исследования не особо строг и допускает определенную погрешность в точности ответов и небольшие расхождения между ответами свидетелей (Рамбам, там же, 1:4-6; 2:1-5).
Предположим, что показания давали несколько свидетелей, и часть из них на основании исследований была признана непригодной, а часть пригодной. Если хотя бы двух свидетелей признали пригодными, их показания принимаются как истинные, и на их основании будет принят приговор (Рамбам, там же, 2:3).
В определенных вопросах, связанных с имущественными тяжбами, исследования пригодности свидетелей проводятся в менее педантичной форме (Рамбам, там же, 3:1-3).
В отношении долговых расписок мудрецы постановили облегчить процесс установления истины, чтобы не лишать людей желания давать ссуды. Поэтому в случае тяжб по выплате долгов решение суда может быть принято только на основании подписей свидетелей, несмотря на то, что они не делали устных заявлений, и даже если их уже нет в живых (Рамбам, там же, 3:4).
После того как показание свидетеля было признано действительным, оно остается в силе, даже если давший его человек попытается его опровергнуть и даже если мотивы, которые, по его словам, заставили его дать ложные показания представляются членам суда правдивыми (Рамбам, там же, 3:5).
Документы, которые признаны подлинными, и подписи свидетелей в них не нуждаются в дополнительных расследованиях, принимаются судом и не подлежат опровержению. Но если для установления истинности подписей суду необходимо дополнительное признание свидетелей, они могут опровергнуть пригодность своих подписей и, соответственно, документ будет считаться недействительным (Рамбам, там же, 3:6).
Лжесвидетели [↑]
Тот, кто дает лживые показания в суде, совершает нарушение и достоин строгого наказания. Подобно этому, те, кто нанимают лжесвидетелей, нарушают запрет Торы и будут наказаны Небесами.
Человеку, который был признан лжесвидетелем, назначают наказание в соответствии с тем ущербом, который он планировал нанести тому, о ком он давал ложные показания. Если на основании его свидетельства обвиняемый должен был выплатить определенную сумму, то лжесвидетель платит эту сумму обвиняемому. Если обвиняемого должны были приговорить к смертельной казни, то вместо него казнят лжесвидетеля, в том случае, когда лжесвидетеля успели разоблачить до свершения приговора суда. Если же обвиняемого успели казнить, лжесвидетеля не казнят (Рамбам, там же, 18:1-8). Если после того, как свидетельство было бы принято, обвиняемый не получил бы наказания, а также еще в ряде случаев, когда по отношению к лжесвидетелям невозможно сделать то, что они замышляли сделать обвиняемому, их наказывают ударами плети (Рамбам, там же, 20:8-9).
Случаи, когда достаточно одного свидетеля [↑]
Ни один приговор не может быть вынесен на основании свидетельства одного человека, как сказано «Не встанет один свидетель ни для какого греха и нарушения, которые будут совершены; (только) по словам двух или трех свидетелей будут установлены факты» (Дварим 19:15). Устное предание, однако, гласит, что на основании показаний одного свидетеля суд может обязать одну из сторон поклясться в знак доказательства своей правоты (Рамбам, там же, 5:1).
Исключение составляют две заповеди, в отношении которых в Торе специально сказано, что решение может быть принято на основании слов одного очевидца: заповедь о соте и об эгла аруфа. Мудрецы прибавили к этим двум ситуациям также свидетельство о смерти мужчины, являвшегося мужем данной конкретной женщины, чтобы ей когда-нибудь было разрешено выйти замуж. (Ибо пока не станет достоверно известно, что женщина овдовела, она считается замужней, и по закону Торы ей запрещено выходить замуж за другого мужчину). В этих трех случаях, когда разрешено положиться на показания одного свидетеля, разрешено также положиться на свидетельство женщины, хотя обычно женщина не может выступать в качестве свидетеля (Рамбам, там же, 5:1-3).
Для того чтобы засвидетельствовать об определенном предмете, разрешено ли им пользоваться по законам Торы или по постановлению мудрецов, как, например о кошерности того или иного продукта питания, достаточно одного человека (Рамбам, там же, 11:7).
Свидетель не может быть судьей [↑]
Существует правило, что человек, выступающий в суде в качестве свидетеля, не может выступать в качестве судьи по данному делу (Рамбам, там же, 5:8-9).