Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не возненавидь брата своего в сердце, не мсти и не храни зла на сынов народа своего»Тора, Ваикра 19, 17—18
Тема

Стрижка

В Торе сказано: «Не округляйте (или не уравнивайте) края волосяного покрова голов ваших…» (Ваикра 19:27). Рамбам в «Книге заповедей» указывает, что цель этого запрета так же заключается в том, чтобы не уподобляться идолопоклонникам, потому что так они поступали: выбривали только виски.

Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин (Нацив из Воложина) в своем комментарии к Писанию «Эмек а-Давар» (Ваикра, там же) объясняет, что в прежние времена важные люди отращивали волосы на висках. Без волос на висках были только рабы, которых хозяин обривал сразу после приобретения, чтобы они выглядели молодо. Всевышний пожелал, чтобы избранный Им народ выглядел достойно, и поэтому запретил ему сбривать волосы на висках.

Рав Шимшон Рафаэль Гирш (Ваикра, там же) пишет, что место расположения высшего, Б-жественного, разума человека — в передней части головы, а низшего, животного мозга — в задней. Для того чтобы прикрыть заднюю часть головы, где у человека размещается «животный» мозг, Всевышний сделал так, что на висках растут волосы. Сынам Израиля не следует обнажать места с меньшим духовным наполнением, потому им запрещено удалять волосы с висков.

Оглавление

Запрет выбривания висков [↑]

Под округлением головы, о котором идет речь в Писании, подразумевается выбривание волос с висков («Макот», 20б). Место, с которого запрещено сбривать волосы, определяется следующим образом. Если провести условную линию ото лба, где нет волос, до места за ухом, где также нет волосяного покрова, то все волосы, которые находятся ниже этой линии, и до места, где соединяются нижняя и верхняя челюсти, запрещено сбривать.

Согласно некоторым комментаторам Талмуда (Рамбам, «Яд а-Хазака», «Законы об идолопоклонстве», 12:6), Торой запрещено устранять волосы висков именно посредством бритья. Другие комментаторы Талмуда (Рош, «Макот», 3:2-3) считают, что волосы с висков запрещено полностью устранять любым способом. В кодексе еврейских законов «Шулхан Арух» («Йорэ Дэа», 181:3) приведены оба мнения и сказано, что следует учитывать более строгое из них. Поэтому запрещено полностью удалять волосы в указанном месте любым способом: как с помощью ножниц, так и выщипывая их рукой или пинцетом.

Стрижка волос на висках разрешена, если оставляют все волосы «запретной зоны» определенной длины («Биур Агра», там же, п.14). Минимальная длина, которую необходимо оставить, подстригая волосы висков, — полсантиметра («Торат Яаков», «Макот», стр.20 от имени рава Й. Ш. Эльяшива).

Человек, у которого выпала часть волос, «зону запрета» устанавливает согласно тому, где у него росли волосы до того, как они выпали («Ле-Шхено Тидрешу», стр.301):

Пейсы [↑]

Те, кто отращивают на висках длинные волосы (пейсы), могут делать их любой формы, и так, чтобы они начинались с любого места, но при условии, что в «зоне запрета» все волосы останутся как минимум длиной в полсантиметра:

Пример, когда оставили длинные пейсы и при этом нарушили запрет Торы:

Еще один пример, когда оставили длинные пейсы и при этом нарушили запрет Торы:

Пользование машинкой для стрижки волос [↑]

Принцип работы машинки для стрижки подобен принципу стрижки с помощью ножниц: волос срезается посредством соприкосновения двух ножей, один из которых статичный, а второй подвижный.

Поскольку волосы на висках не должны быть короче, чем полсантиметра, укорачивая их с помощью машинки для стрижки, необходимо пользоваться специальными насадками, корректирующими длину оставляемых волос. Причем такие насадки одного и того же номера в машинках разных моделей и фирм могут значительно отличаться своими параметрами. Поэтому перед тем, как воспользоваться той или иной насадкой, необходимо быть уверенным в том, что оставляемые после стрижки волосы будут не короче, чем полсантиметра.

Волосы на шее [↑]

Подбривать волосы на шее разрешено любым способом:

Дополнительные законы, связанные с запретом округления волосяного покрова головы [↑]

Запрет о бритье висков не распространяется на женщин («Шулхан Арух», там же, п.6).

Разрешено причесываться, несмотря на то, что при этом могут непреднамеренно вырвать волосы («Хатам Софэр», ч.2, «Йорэ Дэа», п.139).

Тот, кто стрижет другого еврея запрещенным способом, совершает нарушение. Тот, кого стригут запрещенным способом, совершает нарушение, даже если тот, кто стрижет, — нееврей («Шулхан Арух», там же, п.4).

Во время стрижки мальчиков младше 13 лет также необходимо придерживаться всех изложенных выше законов («Шулхан Арух», там же, п.5). Принято с раннего возраста приучать детей к заповеди оставлять волосы на висках, и поэтому, когда им делают первую стрижку (халаке), оставляют на висках пряди волос (пейсы).

Если необходимо выстричь или выбрить волосы в «запретной зоне» в медицинских целях (операция, обработка раны и прочее), в каждом отдельном случае следует проконсультироваться с раввином о том, как надо правильно поступить.

Если родители или жена просят не отращивать длинные пейсы, в большинстве случаев следует исполнить их просьбу («Тшувот вэ-Анагот», ч.1, п.529).

Выводить материалы

Можно ли стричься после Лаг Ба Омера?

Рав Яков Шуб

А какой обычай был распространён в общине города Вильно?

Халаке

Миша Родионов

Халаке — это старый обычай, который упоминается ещё в Мидраше. Там сказано: «Три года да будут они для вас арелим» (Ваикра 19, 23) — отсюда: не приучают ребенка к заповедям до трёх лет. То есть, подобно плодам дерева, первые три года дети — арелим («запрещены к использованию»), буквально «герметично замкнуты на себя». И первая заповедь Торы, относящаяся к телу, которую ребенок «выполняет» (кроме обрезания, конечно же), — запрет остригать «край головы» — Ваикра 19, 27: «Не стригите краёв волос вокруг головы вашей (пеат рошхэм)».

Почему мальчикам не стригут волосы до трех лет?

Рав Реувен Куклин

почему мальчикам не стригут волосы до трех лет

Почему нельзя бриться в холь а-моэд (праздничные будни)?

Рав Яков Шуб

А если человек только что вышел из тюрьмы?