Суббота занимает очень важное место в жизни каждого еврея. Пророк Йешаяу восхваляет тех, кто соблюдает субботу и говорит: «Счастливы исполняющие законы субботы, хранящие завет Б-жий». Суббота — это проявление великой любви, которую Творец питает к Своему народу Израилю и ее соблюдение является знаком нашего союза с Ним. Исполняя законы субботы, каждый еврей заявляет всему миру о том, что Создатель творил мир в течение шести дней, а в седьмой день отдыхал. Из-за особой важности субботы, соблюдение ее законов приравнено к соблюдению всех повелений Торы вместе взятых, а нарушение субботы — к нарушению всех запретов Торы вместе взятых. Законы субботы весьма обширны. В данной статье мы попытаемся коснуться одной из частных тем, связанных с соблюдением законов субботы — с тушением огня и пожара в этот самый святой день еврейской жизни.
Оглавление
Общие сведения [↑]
Разжигание («мавъир») и тушение («мехабе») огня — это два из 39-ти запрещенных в субботу видов деятельности. Все субботние работы выводятся из действий, которые были необходимы для постройки переносного Храма. Источник этих двух запретов — поджигание дров и их тушение с целью создания углей, которыми пользовались в качестве горючего для различных процессов, необходимых для строительства переносного Храма. Эти запреты распространяются на любые материалы, которые могут гореть или накаляться докрасна. Так, например, при включении прибора со спиралью накаливания или зажигания лампы с нитью накаливания, происходит запрет разжигания, а при их выключении — запрет тушения. Когда человек открывает окно напротив источника огня, например, камина или горящей свечи, и ворвавшийся в помещение ветер раздувает пламя, происходит разжигание, запрещенное в субботу; если ветер частично или полностью задувает огонь — происходит запрещенное в субботу тушение. Тем более, если человек намеренно зажигает или гасит пламя. В некоторых случаях разжигание и тушение запрещено Торой, а в некоторых — постановлением мудрецов.
Чтобы знать, как следует поступать в случае, если в субботу занялся пожар, необходимо учитывать еще ряд общих правил. Когда жизни человека угрожает опасность, ради спасения разрешено совершать любые действия, включая и те, которые в обычной ситуации запрещены Торой. При этом само «нарушение закона» во имя спасения человека является исполнением воли Творца. В ряде случаев установленные мудрецами запреты даже изначально не распространяются на ситуации, когда человек может пострадать физически или когда ему грозит значительный материальный ущерб.
Даже в случае сомнения, есть ли опасность для жизни человека, запрещено терять время на раздумья и расспросы, а необходимо срочно броситься на помощь, даже пусть для этого и придется совершить запрещенные в субботу действия.
Вместе с этим, если позволяют обстоятельства, необходимо выяснить у раввина, как правильно поступить в каждой конкретной ситуации, чтобы максимально сократить нарушения субботы.
Угроза для жизни [↑]
Если существует даже очень незначительная вероятность того, что пожар может привести к гибели человека, разрешено совершать любые действия, включая и те, которые в обычной ситуации запрещены Торой. Когда речь идет о тушении пожара, такими действиями, как правило, являются:
— гашение огня;
— отключение электроэнергии;
— изолирование источников газа;
— использование телефона, транспортных средств и пр.
Даже если в доме, где занялся пожар, нет жильцов, но он находится в непосредственной близости к другим жилым зданиям, куда может перекинуться пламя, разрешено предпринимать все необходимое для скорейшей ликвидации пожара. Ведь в этих зданиях могут находиться дети, больные или пожилые люди, которые могут не успеть спастись от пожара.
Маленький ребенок [↑]
Если в месте пожара присутствуют дети, необходимо учитывать, что их сознание и психика еще не полностью сформированы. Поэтому они особо подвержены опасности, а стресс от страха и паники может иногда привести к летальному исходу.
Вызов пожарной службы [↑]
Как уже сказано выше, даже в случае незначительной вероятности угрозы для жизни людей разрешено воспользоваться телефоном, чтобы вызвать пожарную службу и скорую помощь. При этом сделать это нужно с наименьшими нарушениями субботы, но — не за счет скорости и эффективности спасения. Лучше всего попросить об этом нееврея. Если такой возможности не представляется, то попросить чужого ребенка, не достигшего возраста, когда он обязан исполнять заповеди по Торе — мальчика младше 13 лет (возраст бар-мицвы) или девочку, которой еще не исполнилось 12 лет (возраст бат-мицвы). Если нет чужого ребенка, следует поручить своему. При этом ему надо сказать, чтобы он это сделал измененным способом, например, с помощью зубочистки или ключа. Если нет детей, взрослый звонит сам измененным способом. Важно, что если необходимо действовать срочно, то звонить должен взрослый человек и обычным способом.
Говорить по телефону следует только о том, что связано со спасением, но, наряду с этим, нет надобности слишком педантично взвешивать каждое слово. Разрешено поприветствовать дежурного, выразить ему свою признательность, вежливо попрощаться.
После того, как вызвали пожарную службу, необходимо закончить разговор и «положить трубку», чтобы не занимать телефонную линию и позволить другим людям, при необходимости, вызвать пожарных. Сделать это следует измененным способом, например, нажав на кнопку отключения носом или локтем.
Законы тех, кто участвует в тушении пожара [↑]
Религиозному пожарному, участвующему в спасении людей, если его смена выпадает на субботу, не следует предлагать своему нерелигиозному коллеге-еврею, чтобы тот вышел вместо него на работу в субботу, а он, в свою очередь, отработает смену коллеги, пришедшуюся на будние. Ибо человек, соблюдающий субботу, знает, что спасая жизнь человека в субботу, он исполняет заповедь, а не совершает нарушение, а нерелигиозный еврей не различает между тем, когда нарушение субботы однозначно запрещено, и тем, когда его совершают ради спасения жизни человека и оно не только разрешено, но даже является исполнением заповеди. Кроме того, соблюдающий законы Торы еврей постарается не допустить неоправданное нарушение субботы.
После ликвидации пожара пожарным разрешено вернуться на станцию обычным способом, т.к. их присутствие может быть необходимо в другом месте. Им разрешено брать плату за проделанную в субботу работу.
Угроза физического ущерба [↑]
В случае, когда пожар явно не представляет опасность для жизни, запрещено совершать нарушения законов Торы или мудрецов. Если от огня могут физически пострадать люди, и обезопасить их можно только посредством устранения пожара, разрешено гасить огонь.
Другие нарушения субботы в данной ситуации совершать запрещено.
Спасение имущества от пожара [↑]
Ради спасения имущества еврею запрещено тушить пожар. Даже вынести вещи из горящего дома или частного двора запрещено, за исключением еды, питья, посуды и одежды, необходимой человеку, его семье и его домашним животным на эту субботу (в данном вопросе есть множество частностей в сторону облегчения).
Этот запрет вызван опасением, что поскольку человеку дорого его имущество, то, занимаясь его спасением, он может забыться и начать гасить огонь, непреднамеренно нарушая законы субботы.
Перемещать предметы с целью их спасения внутри квартиры, из квартиры на лестничную площадку или в квартиру соседа по подъезду, а также из одного места частного двора в другое — разрешено.
Жители соседних домов [↑]
Жителям домов вблизи места пожара разрешено вынести из своих квартир и даже из квартиры, в которой пылает огонь, какие угодно предметы в любом количестве, т.к. нет опасения, что под влиянием паники они забудут о субботе и начнут гасить пожар. При этом должны соблюдаться законы субботы, такие как законы об «эруве», о «мукцэ» и т.д.
Особо значительный ущерб [↑]
Если ущерб особо значителен, разрешено положиться на мнение тех законоучителей, которые считают, что в случае большого ущерба разрешено переносить «мукцэ». Так, например, значительную сумму денег, дорогой компьютер, семейную реликвию или музейную редкость разрешено спасти в случае пожара. При возможности следует попросить об этом нееврея. Нет такой возможности — перенести предмет-мукцэ измененным способом или вместе с разрешенным предметом.
Согласно ряду мнений, в случае особо значительного материального ущерба разрешено выносить вещи даже в места, не огороженные эрувом. Те, кто полагаются на это мнение, должны изначально постараться попросить нееврея сделать для них это одолжение. Нет такой возможности — перенести измененным способом, и каждый раз, пройдя меньше двух метров, останавливаться.
Спасение святых предметов [↑]
Разрешено (и следует) вынести из горящего дома святые предметы, например, тфилин, мезузы, книги. Причем в данном случае нет ограничений, связанных с количеством спасаемого имущества. Ради спасения святых предметов разрешено даже нарушить ряд законов о «мукцэ» и некоторые из законов об «эруве», установленных мудрецами.
Спасение тела усопшего от пожара [↑]
Принимая во внимание чувства близких усопшего, а также из-за долга достойного отношения к памяти об усопшем, существуют особенные послабления в законе, когда речь идет о спасении тела умершего человека из здания, в котором занялся пожар.
Косвенная ликвидация пожара [↑]
Ради спасения имущества запрещено гасить огонь напрямую, но можно создать условия для косвенной ликвидации пожара. Например: загорелась одна часть деревянного шкафа или стола — разрешено залить водой или обложить влажной тканью другую его часть до того, как на нее распространится пламя. Аналогично, разрешено разложить вокруг эпицентра пожара целлофановые пакеты, наполненные водой, чтобы, когда до них доберется огонь, они лопнули и залили пламя водой.
Пожарный-нееврей [↑]
Если к месту происшествия прибыл нееврей и по собственному почину взялся за тушение пожара, у хозяев дома или прочих граждан нет обязанности отговаривать его от этого или мешать ему гасить пожар. Даже более того, разрешено изначально обратиться к нееврею с просьбой о гашении огня, но не напрямую, а намеком. Следует сказать ему что-либо в таком роде: «Всякий, кто займется спасением моего имущества, не пожалеет» (т.е. он будет щедро отблагодарен). Поторапливать нееврея в его действиях по тушению огня запрещено.
Разрешено (и следует) напрямую попросить нееврея вынести из горящего дома святые предметы или погасить пожар ради их спасения. В данном случае нет ограничений, связанных с нарушением законов, которые для еврея установлены в субботу Торой или мудрецами.
Упавшая свеча [↑]
Если субботняя свеча (или какая-либо другая) упала на скатерть, ее разрешено аккуратно, чтобы не загасить, стряхнуть на пол, изменяя обычный способ перемещения. Предпочтительней попросить об этом нееврея. Если существует угроза пожара, разрешено поднять свечу обычным способом. Если нет вероятности того, что пострадают люди, гасить свечу запрещено.
Если на скатерти уже занялось пламя, разрешено налить какую-либо пачкающую скатерть жидкость на ту часть скатерти, на которую еще не успел добраться огонь. Водой для этой цели пользоваться нельзя из-за запрета стирки («мелабен»).
Разрешено сбросить упавшую на скатерть или другую поверхность горящую искру, чтобы из нее не возгорелось пламя.
Молитвы [↑]
Хотя в субботу в молитвах не упоминают личные просьбы, тем не менее, разрешено специально молиться за успешную ликвидацию пожара.
Праздники [↑]
В еврейские праздники в ситуациях, связанных с ликвидацией пожара применимы те же законы, что и в субботу, за исключением законов об «эруве», которые в праздники намного легче, чем в субботу.
Во второй день праздника («йом тов шени»), который отмечают в странах диаспоры, допустимы большие облегчения в законе, когда речь идет о борьбе с пожаром.
Вопросы, связанные с ликвидацией пожара [↑]
Чужое имущество [↑]
Ради спасения жизни разрешено без разрешения хозяев воспользоваться их имуществом, даже если это приведет к его порче. Но при первой же возможности необходимо полностью возместить хозяевам ущерб.
Риск ради спасения ближнего [↑]
В качестве источника для заработка или для того, чтобы помогать людям, человеку разрешено выбрать род деятельности, связанный с опасностью для жизни, если он является принятым в обществе.
Как правило, по закону Торы человек не обязан спасать других, если существует вероятность того, что во время спасения он может сам погибнуть. Но это не распространяется на представителей профессий, связанных со спасением людей — они обязаны пытаться спасти людей, даже если при этом они подвергают себя опасности. Однако, и в этом случае они не обязаны идти на верную (100%-ную) смерть ради других.