Память — это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления и опыт. Без памяти мир не мог бы существовать. О некоторых вещах мы должны вспоминать ежедневно, а некоторые — постараться забыть. Существуют способы улучшить свою память. Алаха предписывает нам определенные действия в память о разрушенном Храме и об умерших близких.
Оглавление
Память. Взгляд иудаизма [↑]
Сказано в «Орхот Цадиким», что память — это свойство, без которого мир не может существовать, потому что все торговые дела зависят от памяти. Никто не давал бы кредита другому и не одалживал, если б не помнил. И во всех делах, подобных торговле, без памяти забывали бы, что сказали, не могли бы покупать и продавать, и заключать какие-либо сделки.
Кроме того, память — ограда правды. Нам дана память, чтобы мы помнили о своих обещаниях, о долгах, а также о том добре, которое нам сделали люди — чтобы иметь возможность ответить тем же. И если мы будем помнить о бедняках и вспоминать об их нужде, мы сможем помочь им.
Память важна также для свидетельств в суде: если кто-то был свидетелем чего-то, ему следует запомнить все точно и не убавлять и не прибавлять к тому, что видел и знает.
Но, конечно, не только для этих целей Вс-вышний даровал людям память. Память — это высшее достоинство, и она — сосуд, содержащий все заповеди и всю Тору — пишет «Орхот Цадиким» и приводит места из Хумаша, где про цицит сказано: «Помните все заповеди Всевышнего и исполняйте их, <…> чтобы вы помнили и исполняли заповеди Мои» (Бамидбар 15; 39-40); а о тфилин: «И будет тебе знаком на твоей руке и памятью меж твоих глаз, дабы Учение Всевышнего было в устах твоих» (Шмот 13; 9).
«Орхот Цадиким» предлагает подумать о том, насколько важна пред Всевышним и как приятна Ему память. Ведь когда сыны Израиля сделали тельца и за это подлежали смерти, сказал Моше: «Вспомни Авраама…», после чего «отказался Всевышний от зла, о котором сказал, что сделает его народу Своему» (Шмот 32; 13-14).
Благодаря памяти человек припоминает все добрые достоинства. А если бы не память, человек все забыл бы и остался пустым, без ничего. Память приводит к исполнению заповедей, как написано: «И будете помнить <…> и исполните» (Бамидбар 15: 39). Поэтому нужно стараться помнить каждую заповедь, и во Имя Кого мы исполняем ее.
О чем мы должны забыть, а что — помнить? [↑]
Вовсе не все надо хранить в своей памяти. Если близкий человек сделал что-то плохое, нужно стараться не помнить этого. Ведь сказано: «И не злопамятствуй» (Ваикра 19; 18). Плохое надо забывать, изгоняя ненависть из своего сердца. Когда же мы сами делаем зло ближнему, — надо помнить об этом, чтобы исправить, компенсировать причиненное зло.
Если мы слышим пустую болтовню, — не стоит ее запоминать. Лучше быть, как сито, которое оставляет чистую муку и задерживает муку грубую, а не как тряпица, через которую процеживают вино: она пропускает вино и оставляет отбросы.
«Орхот Цадиким» перечисляет 30 вещей, о которых стоит вспоминать ежедневно. В Сидуре после Шахарит (утренней молитвы) перечислены шесть вещей, о которых мы должны помнить всегда — «шеш зхирот». Помнить исход из Египта, как сказано: «Помни этот день, когда вышли вы из Египта, из дома рабства…» (Шмот 13:3). Помнить день субботний, как сказано: «Помни день субботний, чтобы освящать его…» (Шмот 20:8).
Помнить дарование Торы, как сказано: «Только береги себя и береги душу твою очень, чтобы не забыл ты того, что видели глаза твои… В день, когда ты стоял пред Господом, Б-гом твоим, при Хореве» (Дварим 4:9). «Помнить» в Торе — это видеть глубоко, до духовных уровней. Эта заповедь открывает путь к высшей форме восприятия. Воспоминание о Творении, о нашем зарождении как народа, который вышел из Египта и получил Тору у горы Синай, — это и есть тот канал, по которому мы получаем жизненную энергию.
Не сказано «помни» — сказано «чтобы не забыл ты»: память о прошлом — естественное состояние еврейского народа. Мы всегда стоим у Синая; это наш привычный образ жизни; надо только не забывать о нем.
«Атем эдай. Вы — Мои свидетели!» Б-г назначил нас быть Его свидетелями с момента Синайского откровения. Свидетелей вызывают лишь в тех случаях, когда исходный объект свидетельства пропадает из поля зрения. От них требуется вспомнить события, восстановить их ход.
Еще нам предписано помнить злодеяния Амалека, как сказано: «Помни, что сделал тебе Амалек…» (Дварим 25:17).
Помнить грехи, совершенные в пустыне и, в частности, грех золотого тельца: «Помни, не забывай, как гневил ты Господа, Б-га твоего, в пустыне» (Дварим 6:7).
Помнить наказание, постигшее Мирьям: «Помни, что сделал Господь, Б-г Твой, Мирьям, по пути, когда выходили вы из Египта» (Дварим 24:9).
В некоторых ашкеназских сидурах и сидурах выходцев из восточных общин приводятся еще четыре «зхиры» (вещах, о которых следует помнить). Их добавили более поздние мудрецы — Сефер Харейдим, а-Хида и рав Яаков Эмден:
Помнить, что все наши достижения в жизни дает нам Творец, как сказано: «И вспомнишь, что Он дает тебе силу составить богатство…» (Дварим 8:18).
Помнить чудеса в пустыне и, в частности, чудо мана: «И помни весь путь, каким вел тебя Господь, Б-г твой…» (Дварим 8:2).
Помнить, что хотели сделать нам Билам и Балак (см. Миха 6:5).
Помнить о разрушенном Иерусалиме и ждать его скорейшего восстановления (Тэилим 137).
Этот список составили знатоки тайного учения на основе записей раби Хаима Виталя — он записывал слова своего учителя Аризаля (см. «Каванот Аризаль», Каванат Крият Шма, друш 1).
В каббалистических книгах сказано: тот, кто произносит эти шесть «зхирот» (стихов, содержащих повеление «помнить») каждый день, гарантированно удостоится Будущего мира.
На сегодняшний день большинство людей не произносят «зхирот», поскольку эти стихи не по всем мнениям являются полноценными предписывающими заповедями. Из шести «зхирот» только три входят в список 613 заповедей согласно Рамбаму и Сефер а-Хинух, и их мы выполняем регулярно.
Заповедь помнить о выходе из Египта — когда произносим третий отрывок «чтения Шма», утром и вечером («Я, Господь, — Б-г ваш, Который вывел вас из земли Египетской…»). Заповедь помнить день субботний — когда произносим Кидуш в вечер субботы. И заповедь помнить злодеяния Амалека — когда раз в году перед Пуримом читаем «Парашат Захор».
Улучшить свою память? [↑]
И если память действительно так важна и так много мы должны помнить, нужно приложить усилия, чтобы развивать ее и улучшать. В недалеком прошлом знания ешиботников проверялись «на булавку». Экзаменатор протыкал ею один из томов Талмуда, а опрашиваемый ученик должен был по памяти сказать, какие именно слова встречаются по пути следования булавки. В наше время тоже встречаются выдающиеся знатоки священных книг, которые способны ответить на вопрос, сколько раз в Танахе встречается то или иное слово.
Обычные же люди такой памятью не обладают и, несмотря на органайзеры, конспекты, записки-напоминания, все равно забывают то, что следовало бы помнить. Еврейская традиция донесла до нас некоторые «сгулот», которые испокон веков помогали тем, кто хотел улучшить свою память.
Первая группа сгулот — вербальная: [↑]
— Ежедневно 7 раз зачитывать список имен сыновей талмудического мудреца рава Папы: Ханина бар Папа, Рами бар Папа, Нахман бар Папа, Ахай бар Папа, Аба-Мари бар Папа, Рафрам бар Папа, Рахиш бар Папа, Сурхав бар Папа, Ада бар Папа, Даро бар Папа.
— С аналогичной частотой и периодичностью повторять сказанное в 119-м псалме: נֵר לְרַגְלִי דְבָרֶךָ וְאוֹר לִנְתִיבָתִי («Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей»).
— Перед началом учебы произнести фразу זְכֹר דָּבָר לְעַבְדֶּךָ עַל אֲשֶׁר יִחַלְתָּנִי («Вспомни слово Твое к рабу Твоему, которым Ты поддерживал меня», Теиллим 119:59).
— Во время субботнего кидуша интонационно выделить слово «память» во фразе זִכָּרוֹן לְמַעֲשֵׂה בְרֵאשִׁית «[…давший нам в наследие Свою святую субботу] в память о сотворении мира».
— В утренней молитве вчитываться в каждое слово благословения мира, начинающегося со слов שִים שָלוֹם («Даруй мир»).
— В молитве «Амида» вдумчиво и медленно произносить благословение חוֹנֵן הַדָּעַת («Благословен Ты, Всевышний, дарующий разум»).
Вторая группа сгулот связана с тем, что мы употребляем в пищу. [↑]
Для укрепления памяти трактат «Орайот» (лист 13а) рекомендует:
— употреблять хлеб, выпеченный на углях (по некоторым мнениям, имеется в виду хорошо пропеченный хлеб);
— варить яйца всмятку и есть их без соли;
— постоянно употреблять в пищу оливковое масло (а оливки, наоборот, ухудшают память);
— пить воду, которая использовалась для приготовления теста;
— окунуть палец в соль и слизать ее. Похожий совет приводят сефардские каббалисты — перед чтением благословения после еды рекомендуется окунуть мизинец в соль и произнести: «Точно так же, как Всевышний, благословен Он, заключил союз с солью, приказав ей быть сильной, острой и не портиться, так Он заключит союз с моей памятью».
Наконец, среди «сгулот» имеются и прикладные советы: [↑]
— Учиться, произнося текст нараспев, как это и делают во всех крупных ешивах.
— Перед изучением книг религиозного содержания и после него поцеловать книгу.
— После окончания учебы не оставлять книгу открытой.
— Отдалиться от духовной темноты (обжорства и разврата), поскольку слово חשך, «темнота», образовано из тех же букв, что и глагол שכח, «забыл».
— Не смотреть туда, куда не надо. На это намекает молитва «Шма Исраэль», в которой сказано: «Не блуждайте, влекомые сердцем и глазами вашими, которые совращают вас. Дабы помнили…»
Конечно, заранее гарантировать эффективность сгулот нельзя. Одним они могут помочь больше, другим — меньше. И надеяться надо в первую очередь не на чудодейственные средства, а на многократное повторение того материала, который мы хотим запомнить. Как сказано в талмудическом трактате «Хагига»: «Тот, кто повторял изученное 100 раз, не похож на того, кто делал это 101 раз».
В память о Храме [↑]
Важная часть еврейской Традиции — это чтить память. Как память о разрушенном Храме, так и память ушедших из жизни людей. В «Кицур Шульхан Арухе» целая глава посвящена тому, что необходимо делать в память о разрушении Храма.
После того, как был разрушен Храм, постановили мудрецы, чтобы ко всякому радостному событию было примешано что-то, напоминающее о разрушении Храма. Например, при строительстве дома необходимо оставить квадрат размером ама на ама напротив входа без штукатурки, чтобы вспоминать о разрушении Храма.
Когда мы накрываем стол для гостей, не подаем все блюда, полагающиеся на трапезе. Женщины не надевают все свои украшения одновременно. Жениху перед свадьбой насыпают немного пепла на голову, на то место, куда накладывается тфиллин. После прочтения брачного договора разбивают тарелку в память о разрушении Храма, а под хупой жених разбивает стеклянный бокал.
В память об ушедших в иной мир [↑]
Что касается памяти умерших, то все традиции, связанные с этим, призваны не столько помочь нам помнить о своих близких, сколько возвысить их души.
К таким традициям относится, например, чтение поминальной молитвы Кадиш ближайшими родственниками умершего в первые 11 месяцев после его смерти и далее в годовщину смерти. Если дети покойного изучают Тору или даже помогают изучать Тору другим людям, это также возвышает его душу, помогает ей подняться. Поэтому принято изучать Тору и давать пожертвования на изучение Торы в память умерших родителей и родственников. Еще одним путем возвышения души умершего является благотворительность (цдака) и добрые дела в память о конкретном человеке.
Когда человек приносит добро в этот мир в память о тех, кто умер, то умерший, по сути, становится инициатором улучшения этого мира. Благодаря этой заслуге его душа возвышается и достигает новых уровней в следующем мире.
В синагоге в дни еврейских праздников читается молитва Изкор. Ее читают только по умершим родителям. Если кто-то не имеет возможности прочесть эту молитву сам, можно заказать чтение Изкора (так же как и чтение Кадиша) на сайте Толдот. Кроме того, можно дать цдаку за возвышение души умершего, сопутствующую чтению Изкора, вне зависимости от того, кто будет его читать.