Тема наследования йеруша занимает в Торе одно из центральных мест. Начиная уже практически с первых глав, в Писании поднимаются глобальные вопросы, связанные с наследием Святой Земли. Свою боль об отсутствии потомства наш праотец Авраам выражает словами о том, что вместо детей ему будет наследовать раб. По большому счету, весь иудаизм строится на основах наследия, если не материального, то духовного. Праотец Ицхак унаследовал от Авраама веру в Единого Создателя и передал ее в наследие Яакову, а тот — своим детям и последующим поколениям. Память о выходе из Египта, о Синайском Откровении и всех последующих событиях, являющихся основами иудаизма, передаются от отца к сыну и являются главным наследием еврейского народа и условием его существования.
Оглавление
Источники в Письменной Торе [↑]
Вопросу о наследовании в Торе уделяется важное место. Начиная практически с первых глав Торы, Всевышний говорит о глобальных вопросах, связанных с духовным наследием отцов, наследием Земли Израиля и т.д. В рамках рассматриваемой нами темы приведем только то, что связано с наследованием имущества.
«И сынам Израиля объяви так: если кто умрет, а сына у него нет, то переведите надел его дочери его. А если нет у него дочери, то передайте надел его братьям его. А если нет у него братьев, то передайте надел его братьям отца его. Если же нет братьев у отца его, то передайте надел его ближайшему его родственнику из семейства его, чтобы он наследовал его. И да будет это для сынов Израиля установленным законом, как Г-сподь повелел Моше» (Бамидбар 27:8-11).
Общие сведения [↑]
Наследование, как известно, в бытовом смысле означает право родственников усопшего на владение его имуществом. В Торе дан определенный порядок родственных связей в соответствии с правом первенства на наследование. Имущественных прав на наследство ближайший, согласно названному порядку, родственник удостаивается автоматически, сразу после смерти наследуемого (Бава Батра, 141б). Ссуды, данные усопшим при жизни, также включены в наследство, подобно остальному имуществу (Шулхан Арух, Хошен Мишпат, 278:3). Несовершеннолетий имеет право на наследство, так же, как и взрослый родственник усопшего (Нида, 44а). Существуют специальные законы наследования родовых наделов, наследования первенца, наследования должностей (например, должности раввина города, шохета, хазана), права исполнения определенной заповеди и т.д.
Наследуемый имеет право изменить кандидатов на получение своего имущества. Для этого он при жизни, находясь в светлом уме, должен оформить завещание цаваа в письменной форме. Чтобы завещание имело юридическую силу, признанную законами Торы, оно должно быть составлено в определенной форме, для чего необходимо обратиться к сведущему в этих вопросах раввину. Для человека, находящегося в настолько ослабленном от болезни физическом состоянии, что он не может выйти на улицу, а должен проводить время в кровати шхив ми-ра, мудрецы установили специальный способ передачи имущества в случае его смерти в устной форме. Данное постановление было продиктовано желанием облегчить хотя бы моральное состояние больного, желающего при жизни распорядиться своим имуществом (Бава Батра, 146б-147б; Рашбам, там же; Шулхан Арух, там же, 250:1). Любое изменение порядка наследования, продиктованного Торой, о чем пойдет речь ниже, должно быть согласованно с компетентным раввином, ибо в данном вопросе существуют определенные условия и ограничения.
Существует специальная заповедь исполнить пожелания усопшего по распределению принадлежащего ему имущества (Шулхан Арух, там же, 252:2). В определенных случаях мудрецы установили некоторые ограничения в выборе кандидатов на наследие, чтобы порядок, установленный Торой, не был полностью нарушен (Ктубот, 52б; Шулхан Арух, Эвен а-Эзер, 111:2, Хошен Мишпат, 282:1). Правило о том, что жители того или иного государства обязаны беспрекословно исполнять установленные в этом государстве законы и обычаи, обычно не распространяется на порядок распределения наследства, установленный Торой.
Тора предписывает судьям решать вопросы, связанные с наследованием (Смаг, Асин, п.96; Сэфер а-Хинух, п.400).
Предписание Торы о наследовании имущества [↑]
Тора не заповедует человеку оставлять кому бы то ни было свое имущество в качестве наследства. Человек при жизни может распоряжаться им как ему угодно. Но если он запрещает передавать свое имущество после смерти тем, кто должен его получить согласно установленным Торой законом, происходит нарушение заповеди о наследстве. Слова наследуемого не имеют юридической силы, как любое высказанное условие, которое противоречит сказанному в Торе, и тот, кому положено по Торе получить наследство, получает его против воли наследуемого (Бава Батра, 126б; Шулхан Арух, Хошен Мишпат, 281:1). Более того, наследник получает имущество усопшего, даже если он от него отказывается (Маарах Ор Заруа, п.121). Он приобретет наследство, а затем может поступить с ним, как посчитает нужным.
Предположим, что некто передал имущество товарищу и завещал поступить с ним после его смерти наилучшим, по его мнению, образом и не объяснил, каким именно. В таком случае товарищ должен передать имущество наследникам, предписанным Торой, ибо это является наилучшим использованием имущества — поступить с ним в соответствии с предписаниями Торы (прим. Рамо к Шулхан Аруху, там же, 252:2 и 282:1).
Очередность наследования [↑]
Нет такого еврея, у которого нет родственника, пусть даже очень далекого, и, соответственно, всегда должен быть у еврея наследник (Рамбам, Яд а-Хазака, Илхот Нахалот, 1:3). Торой установлена определенная очередность наследования усопшего родственника. Чем ближе человек по степени родства к наследуемому, тем больше прав он имеет на обладание наследством, т.е. он предшествует всем остальным родственникам, с меньшей степенью родства (Шулхан Арух, там же, 276:1,2).
Первым по порядку наследников человека является его сын. Он наследует все имущество усопшего отца. Если у наследуемого есть несколько сыновей, они делят имущество между собой поровну. Если один из сыновей — первенец (т.е. первый родившийся у отца при обычных родах ребенок, если это — сын, даже если у матери это не первый ребенок), он получает двойную долю наследства (Шулхан Арух, там же, 277:1). Если тот, кто должен был по закону наследовать, умер при жизни наследуемого, его право на наследство переходит к его потомству (к сыновьям сыновей, а если нет таковых, то к их дочерям). В первую очередь — к сыновьям, а нет сыновей — к их потомкам. Потомство первенца, соответственно, имеет право на двойную долю наследства.
Если у наследуемого нет ни сыновей, ни потомков сыновей, следующий кандидат на наследство — дочери наследуемого. Если дочери умерли при жизни наследуемого, в качестве наследников выступает их потомство (т.е. их сыновья, а если нет сыновей, то потомки сыновей; если нет таковых, то дочери дочерей, а если умерли дочери дочерей, то наследниками являются потомки дочерей). Если у наследуемого нет ни сыновей, ни дочерей, ни их потомства, следующий по порядку наследования — его отец. Отец одинаково наследует и сыну, и дочери (Рамбам, там же). Умер отец — наследует потомство отца, согласно приведенному выше порядку (т.е. братья и сестры наследуемого и их потомство). За отсутствием перечисленных выше родственников, наследство полагается дедушке наследуемого, т.е. отцу его отца. Если умер дед, право получения наследства переходит к его потомкам (дядям и тетям наследуемого по отцу) и т.д.
Как мы видим, в отношении права получения наследства сыновья всегда предшествуют дочерям. Исключение составляют только те случаи, когда дочери претендуют на наследство вместо своего родителя. Приведем пример: предположим, что, согласно порядку очередности, приведенному выше, усопшему должны были наследовать два его сына. Но сыновья умерли до кончины отца. Один из них оставил после себя дочь, а другой — сына. Поскольку внук и внучка наследуют деду вместо своих отцов, их статус равен, и сын одного сына не предшествует дочери другого сына: они делят наследство поровну. Поскольку наследство между братьями, если бы они были в живых, должно было быть поделено поровну, все дети одного брата, сколько бы их ни было, получают половину имущества, а дети другого брата получают вторую половину имущества. Так, например, если у одного брата десять сыновей, а у второго — одна дочь, одну половину наследства получат десять сыновей первого брата, а вторую половину — дочь второго брата.
Сын наследует отцу, даже если он родился уже после его смерти (Евамот, 87а). В отношении остальных родственников мнения законоучителей расходятся, могут ли они унаследовать тому, кто умер до того, как они родились.
Наследование жены и матери [↑]
Наследство передается по отцовской линии, как сказано: «По их семьям, в соответствии с отчими домами» (Бемидбар 1:2). Жена не наследует мужу (кроме тех случаев, когда она одновременно с этим является его родственницей, например, дочерью брата, и у него нет предшествующих ей наследников). Муж наследует жене и является первым по очередности ее наследников. Но если он умер перед женой, его потомство не наследует его жене, когда та умрет. Братья и сестры, дяди и тети по материнской линии не имеют права на наследство.
Мать не наследует сыновьям и дочерям. Сыновья наследуют матери и ее родственникам, а в случае, если у женщины нет сына или его потомства, ей наследует дочь или ее потомство (Шулхан Арух, там же, п.4). Если сын и дочь умерли при жизни матери, их потомство наследует ей, когда та умрет, но их братья или другие родственники по отцовской линии не имеют права на ее наследство. Если женщина умерла при жизни сына, ее наследство переходит к нему, а от него — по обычному порядку, включая родственников по линии его отца. Первенец не получает двойную долю наследства матери (Шулхан Арух, там же, 278:1). Женщине, которая умерла после мужа, не оставив после себя никакого потомства, наследует ее отец, братья и т.д. по порядку, приведенному выше.
Левиратный брак [↑]
Явам наследует имущество своего покойного брата, с вдовой которого он вступил в левиратный брак ибум, а так же наследует причитающуюся покойному брату долю наследства из имущества отца или других родственников (Шулхан Арух, там же, 284:3). В наше время не делают ибум, а осуществляют определенную процедуру, позволяющую вдове покойного брата выйти замуж не за брата ее покойного мужа халица. В этом случае наследство усопшего переходит к наследникам, согласно обычному порядку, когда у наследуемого нет потомства (Шулхан Арух, Эвен а-Эзер, 163:2).
Дети, рожденные в результате запрещенной Торой связи [↑]
Незаконнорожденный мамзер может наследовать и быть наследуемым, равно как любой другой родственник (Шулхан Арух, Хошен Мишпат, 276:6). Дети, рожденные в результате сожительства, т.е. без положенного оформления семейных отношений с помощью хупы и кидушин, которые обязывает еврейский закон, наследуют так же, как и те дети, которые появились на свет после заключения брака. Сын, родившийся в результате сожительства, предшествует в наследовании дочери, родившейся в официальном браке (Радбаз, ч.4, п.1190). Родившийся у еврея от рабыни и нееврейки ребенок не наследует отцу, даже если он сделает гиюр и даже если его мать сделает гиюр, будучи беременна этим ребенком (Шулхан Арух, там же).
Наследование гера и нееврея [↑]
Согласно законам Торы, нееврей наследует своему отцу (Рамбам, там же, 2:9). Еврей не наследует своему отцу нееврею. По закону Торы, гер не наследует своему отцу нееврею, но согласно постановлению мудрецов, наследует; нееврей не наследует своему отцу-геру; аналогично этому, гер не наследует своему отцу-геру или матери-гиёрет (Шулхан Арух, там же, 283:1).
Наследуемое имущество [↑]
Законы о наследовании распространяются на все виды имущества и финансов, принадлежащих усопшему. О наследовании земельных участков в Торе говорится прямым текстом (Бемидбар, там же). Кнаанейские рабы и рабыни переходят по наследству, как любое другое имущество, как сказано: «И передавайте их (кнаанейских рабов) в наследство сынам вашим после себя, чтобы они наследовали (их) как владение и т.д.» (Ваикра 25:46). Еврейские рабы после смерти хозяина должны отработать оставшийся срок на сына хозяина, а если у хозяина нет ни одного сына, еврейский раб выходит на свободу, и тот срок рабства, который он должен был бы отрабатывать на хозяина, автоматически погашается (Рамбам, там же, Илхот Авадим, 2:12). По Торе, человек может запретить себе или другим пользоваться своим имуществом с помощью наложения вето на предмет или на субъект недер. При наследовании имущества после смерти наследуемого аннулируется наложенное им вето, и имущество разрешено наследникам в неограниченное пользование (Шулхан Арух, Йорэ Дэа, 216:8).
Погашение долгов наследуемого и расходы на его похороны [↑]
Если у наследуемого были долги, то заимодатели взимают их из оставленного усопшим имущества, и наследники не имеют права препятствовать этому. Из наследства первенца, получившего двойную долю наследства, погашается двойная часть долгов (Шулхан Арух, Хошен Мишпат, 278:10). Наследники обязаны погасить из наследуемого ими имущества все расходы по захоронению наследуемого и только после этого разделить наследство согласно вышеизложенным правилам (Шулхан Арух, там же, 253:31).
Средства, собранные на похороны нищего [↑]
Для похорон нищего, согласно закону, с членов собирают пожертвования. Если удалось организовать похороны меньшими средствами, чем те, что собрали для этой цели, остальные деньги переходят к наследникам усопшего (Шулхан Арух, Йорэ Дэа, 356:1).
Процедура наследования [↑]
Распределение наследства может осуществляться без участия раввинского суда. Если есть разногласия в отношении наследования, возникает необходимость установить личность наследника, его родственные связи с наследуемым, заверить факт смерти наследуемого и т.д., потенциальные наследники обращаются в раввинский суд, как по любому другому имущественному вопросу. Поскольку в законах о наследовании существует множество частностей, всегда следует проконсультироваться с компетентным раввином.