Оглавление
Можно ли этим пользоваться и кому? ↓
Путь к успеху — выполнение заповедей ↓
(По материалам ответа рава Берла Набутовского и ответа рава Ашера Кушнира)
Ключи к миру [↑]
Когда еврейский народ получил Тору на горе Синай, ему были даны и ключи к духовной структуре мира. Людей, владеющих этими ключами, называли пророками. У них была возможность не только принять послание Творца, но — когда обстоятельства этого требовали — вмешаться и изменить естественный ход событий: оживить мёртвых, вызвать дождь, остановить течение реки и т. д. Эти «ключи» они передали и мудрецам, жившим в период Второго Храма и в течение двух поколений после его разрушения.
Но общее падение духовности привело к тому, что и способность еврейских мудрецов влиять на мир стала ограниченной. Конкретнее, в понятиях Каббалы, воздействие это ограничено только низшим из миров — Миром Действия (Олам ха-асия) и не достигает более высоких (Йецира, Брия, Ацилут). Поэтому каббалисты средних веков подобную ограниченную возможность пробуждения сверхъестественных сил в Мире Действия стали называть Кабала Маасит, то есть «каббала действия» или — как не совсем точно переводят на русский — «практическая каббала».
В чём же конкретно это проявляется?
Творец так установил законы Мира, что, когда подбирается буквенный код к определённой духовной силе с необходимым уровнем воздействия, она обязана в рамках своих возможностей выполнить волю человека. Другими словами, речь идёт о заклинании именем ангела.
Можно ли этим пользоваться и кому? [↑]
Мудрецы разрешили этим пользоваться только самым большим праведникам и только в самых крайних случаях, когда речь идет о судьбе всего еврейского народа, на любое другое использование наложили запрет. Самым яростным противником использования практической каббалы был Аризаль. Описание причин и тяжёлых последствий этого можно найти в книге его ученика рава Хаима Виталя «Шаарей Кдуша» (ч. 3, гл. 6). И, так как Аризаль полностью запретил использовать практическую каббалу, появилось новое направление, основанное не на устном заклинании именем ангела, а написании этих имён на камеях и их упоминании.
Со временем вокруг этого развилась целая индустрия амулетов, талисманов, символов; сюда же присоединились обрывки астрологии, чтение по лицу и руке, разные формы гадания о будущем и т. д. Понятно, что все это вызывает скептицизм: «Неужели в Вашем понимании Всевышний — это как автомат для продажи Кока-Колы: нажал нужную кнопку и получил, что хотел: здоровье, деньги и т.д.? И, вообще, откуда взялись все эти сегулот, и кто сказал, что они работают?»
Путь к успеху — выполнение заповедей [↑]
Известно, что действия человека имеют значение. Весь мир был создан для того, чтобы дать нам возможность совершать правильные действия. Совершая их, мы можем повлиять на свою судьбу. Вопрос — какие действия являются правильными и каковы приоритеты при выборе правильных действий? Тора ясно указывает нам путь к успеху в духовной и в физической сфере: выполнение заповедей (см. Дварим 7, 12-14; 11, 27; 28, 1-12; 11, 13; Шмот 20, 11).
А причём тут амулеты? Если главным источником благословления является соблюдение мицвот, какой смысл у амулетов, примет и сгулот? Приметы, сгулот, амулеты, камеи и талисманы — это, в лучшем случае, второстепенное.
Уже в Талмуде во многих местах упоминаются различные действия, которые помогают человеку достичь успеха или благословения в тех или иных областях. Эти действия обычно связаны с выполнением заповедей. Например, тот, кто отделяет десятину от доходов, не только выполняет заповедь поддерживать бедных, но и получает благословение на богатство. Тот, кто выполняет заповедь зажигать субботние свечи, наполнив лампы большим количеством хорошего масла, удостаивается иметь детей, преуспевающих в изучении Торы, и т.д. Но есть также множество достаточно необычных способов избавиться от недугов и т.п., которые не связаны напрямую с выполнением заповедей. Кроме того, в Талмуде сказано, что существуют так называемые «камеи», которые помогают от различных болезней.
Более поздние источники также говорят о различных предметах и так называемых сгулот, т.е. действиях, с помощью которых можно добиться успеха в каких-либо делах или спасения от каких-либо неприятностей. Получается, что существование подобных явлений подтверждается вполне авторитетными источниками.
Как это работает? [↑]
Как именно все это воздействует на происходящее, нам не всегда понятно. Только большие мудрецы Торы, которые ориентировались и в нашем физическом мире, и в высоких духовных мирах, как в переулках своего города, могли найти и постичь связь между мирами и понять, как можно повлиять на то, что происходит в этих мирах. Такое понимание встречается крайне редко, доступно лишь исключительным людям (в раввинский аттестат Рыбницкого Ребе были включены следующие необычные слова: «…Он сведущ даже в сокровенных разделах Торы, как один из мудрецов прошлого»). Поэтому, когда речь идёт о всевозможных приметах и пр., надо в первую очередь проверить, откуда эти приметы взялись, чтобы не иметь дела с суевериями и шарлатанством. Кроме того, даже вполне «кошерные» приметы далеко не всегда «работают» и подходят далеко не всем.
Чолнт [↑]
тобы лучше разобраться, какое место амулеты и т.п. занимают в еврейской жизни, можно прибегнуть к такому к сравнению: сравним духовную жизнь с традиционным еврейским блюдом под названием чолнт. Что нужно для чолнта? Прежде всего мясо (Письменная Тора). Затем фасоль (Устная Тора). Картофель (постановления мудрецов). Перловка (молитва). Все это варится в воде (изучение Торы). Это основа, но пока не хватает приправ. Теперь посолим — это идур мицва — выполнение заповедей более точно, красиво, на более высоком уровне. А теперь добавим немного перца — это «намерения» при выполнении заповедей — каванот. Блюдо приобретает дивный запах и вкус. Но есть люди, которые добавляют еще различные специи — паприку, лавровый лист и т.д. Это и есть наши приметы и сгулот. Они действительно могут помочь в определённых ситуациях. Но их выполнение имеет смысл, только если у вас уже есть достаточно «мяса, воды, картошки, фасоли» и т.д.
Камеи и талисманы не могут стать основой нашей духовной жизни. Невозможно приготовить блюдо из лаврового листа — сам по себе этот лист совершенно несъедобен, сколько его ни вари. Так же невозможно надеяться на благословление Свыше, следуя приметам, нося талисманы и при этом — не соблюдая заповеди Торы.