Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если он купил книги на деньги, предназначенные для милостыни, он должен внимательно следить за тем, чтобы постоянно одалживать их другим, если не учится по ним сам — в этом случае ему принадлежит преимущественное право пользования ими.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Раби Давид бар Шмуэль Алеви (Таз) — Турей Заав

Дата рождения: прибл. 1586 г. (5346) Дата смерти: 20 февряля 1667 г. (26 швата 5427)
Период жизни: Ахроним

Раби Давид бар Шмуэль Алеви (Таз; 5346—5427 /1586—1667/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения; автор книги Турей заав (Золотые ряды).

Родился на Волыни, в местечке Людмире, раввином которого был его отец, р. Шмуэль Алеви.

Первым наставником Давида был старший брат, р. Ицхак Алеви, автор сборника респонсов ТшувотМаари Алеви (Ответы р. Ицхака Алеви). К семи годам Давид уже изучил и помнил наизусть, слово в слово, три сложнейших трактата Талмуда, посвященных имущественным тяжбам, — три «Бавы» (Бава кама, Бава меция и Бава батра).

Еще не достигнув возраста бар-мицвы, начал учиться в ешиве г. Меджибожа, возглавляемой р. Йоэлем Сиркисом (Бахом; см.), автором книги Байт хадаш (Новый дом). Впоследствии р. Давид женился на дочери Баха, Ривке. Молодая семья поселилась в Бриске (Бресте), где Бах был главным раввином города, — и р. Давид продолжил учиться в его ешиве. Когда период ученичества завершился, р. Давид переехал в Краков и основал там свой дом учения.

В 5378 /1618/ году р. Давид Алеви получил первую раввинсую должность — в маленьком местечке Потылица.

Рассказывается, что в Потылице семья р. Давида жила в крайней бедности. И однажды, когда книгоноша привез в местечко очень ценную книгу — законодательный кодекс Агуда (Объединение), у молодого раввина не оказалось достаточной суммы денег для ее покупки. Этот кодекс, составленный в четырнадцатом веке раввином из Франкфурта на Майне р. Александром Кацем (см.), издавался ко времени р. Давида всего один раз — в Кракове, в 5331 /1571/ году, — и поэтому стоил довольно дорого. И вот, не имея другого выхода, р. Давид попросил книгоношу одолжить ему драгоценный манускрипт на ночь. До рассвета он успел досконально проштудировать сложнейшую книгу, а наутро возвратил ее, заплатив книгоноше половину ее цены — потому что не хотел даром наслаждаться чужим имуществом. Ученики р. Давида свидетельствовали, что везде, где в своих сочинениях он цитировал эту книгу, он делал это по памяти — за ту ночь, с одного прочтения, он запомнил кодекс Агуда наизусть (Сарей амеа 3:1).

После Потылицы, р. Давид возглавлял общины еще нескольких маленьких местечек, а затем, начиная с 5380 /1620/ года, поселился в Познани, столице Великой Польши. Он прожил в этом городе около двадцати лет, не занимая никаких официальных должностей и целиком посвятив себя изучению Торы, — в то время, как заботу об обеспечении его семьи взял на себя его тесть Бах, возглавлявший в эти годы общину Кракова.

После того, как в 5400 /1640/ году умер Бах и материальная поддержка прекратилась, р. Давид возглавил общину Острога, крупнейшего города на Волыни, и основал там ешиву, привлекавшую сотни учеников со всей Польши.

В этот период р. Давид работал над развернутым комментарием ко всем четырем разделам кодекса Шульхан арух, составленного р. Йосефом Каро (см.). Приводя мнения более поздних законоучителей, р. Давид сопоставлял их с точкой зрения, отраженной в Шульхан арухе, а затем предлагал свои алахические выводы — по большинству вопросов он следовал мнению своего наставника, Баха.

В 5406 /1646/ году в люблинской типографии был издан его комментарий на раздел Йоре деа (Наставляющий мудрости), содержащий повеления и запреты ритуального характера. Эта книга, получившая название Турей заав (Золотые ряды), принесла ему славу и высочайший авторитет в глазах знатоков Торы.

В последующих поколениях комментарий стали называть сокращенно «Таз» (аббревиатура слов Турей заав) — а затем название прославленной книги, как это часто бывает в еврейской традиции, заменило собой имя автора.

В 5408 /1648/ году, во время бесчинств и погромов, связанных с восстанием под предводительством Богдана Хмельницкого, Таз бежал из Острога в Люблин, а оттуда в Моравию. В элегии, посвященной трагедии евреев Польши и Украины, он описал свое чудесное избавление от рук убийц.

По возвращении в Польшу в 5414 /1654/ году, Таз стал главным бодеком (проверяющим кашерность забитого скота) в г. Лемберге (Львове), а затем — раввином всей округи этого города (в ряде крупных городов было по два раввина, один из которых возглавлял общину самого города, а второй — общины прилегающих городов и местечек).

Таз оставался раввином округи Лемберга до последних дней своего земного пути — в эти годы он был одним из общепризнанных духовных лидеров всего поколения.

Р. Давид Алеви скончался двадцать шестого швата 5427 /1667/ года в г. Лемберге, и там похоронен.

В 5449 /1689/ году в еврейской типографии г. Диренпорта вышла в свет его книга Диврей Давид (Речи Давида), содержащая его пояснения к комментарию Раши (см.) на Пятикнижие.

Остальные три части его знаменитого комментария к кодексу Шульхан арух также были изданы уже после смерти автора: комментарии, относящиеся к разделам Орах хаим (Образ жизни) и Хошен мишпат (Судный нагрудник первосвященника), — в 5452 /1692/ году, а комментарий на раздел Эвен аэзер (Камень помощи) — еще полвека спустя, в 5514 /1754/ году.

Особое распространение среди знатоков Торы получили комментарии на два раздела: Йоре деа и Орах хаим — в большинстве изданий указанных разделов комментарий Таза печатается рядом с основным текстом Шульхан аруха, став его неотъемлемой интегральной частью.

Его комментарий к этим разделам приобрел статус одного из самых авторитетных источников алахи. Выдающийся ашкеназский законоучитель р. Яаков-Йеошуа Фальк (см.), автор книги Пней Йеошуа (Лик Йеошуа), указывал, что «в большинстве случаев закон устанавливается в соответствии с его (Таза) мнением…, ибо он — величайший из мудрецов последних поколений, и нет никого, кто был бы выше его».

с разрешения издательства Швут Ами