Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если он купил книги на деньги, предназначенные для милостыни, он должен внимательно следить за тем, чтобы постоянно одалживать их другим, если не учится по ним сам — в этом случае ему принадлежит преимущественное право пользования ими.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Раби Моше бар Яаков из Куци — Смаг


Период жизни: Ришоним

Раби Моше бар Яаков из Куци — выдающийся законоучитель и тосафист, автор книги Сефер мицвот гадоль (Смаг).

Родился во французском городе Куци. Учился у р.Шимшона из Шанца (Раш; см.), однако основным его наставником в Торе был р. Йеуда Сир Леон из Парижа (см.).

Как и его учителя, он составлял Тосафот — дополнительные комментарии к Талмуду (его комментарии под названием Тосафот яшаним опубликованы рядом с основным текстом трактата Йома).

Раби Моше прославился в качестве странствующего проповедника. В 4996 /1236/ году он прибыл в Испанию, где многие евреи, особенно на севере страны, уже оторвались от традиционного образа жизни — они стремились во всем уподобиться своим христианским соседям и ради материального преуспевания готовы были отказаться от своих корней. Многие из них уже не накладывали тфилин, на дверях не было мезуз, основным предметом изучения становились светские науки и философия. Переходя из города в город, р. Моше обращался к евреям со страстными и мудрыми проповедями, доходящими до сердец, — под их влиянием тысячи и десятки тысяч евреев возвратились к соблюдению заповедей.

Спустя четыре года р. Моше вернулся во Францию. В 5001 /1241/ году, согласно приказу короля Людовика IX, его и еще трех духовных лидеров еврейской общины принудили участвовать в диспуте с выкрестом Николаем Дониным, обвинявшем евреев в том, что в Талмуде якобы подвергаются поношению все основы христианской религии. Диспут завершился тем, что по указу короля были собраны все найденные во Франции свитки Талмуда, привезены в Париж на двадцати четырех огромных подводах и публично сожжены на одной из площадей города. Изучение Талмуда и создание новых его копий было запрещено.

В этот период р. Моше из Куци начал работу над законодательным кодексом, получившим название (Большая книга заповедей) — чаще эту книгу называют сокращенным именем Смаг. Создавая книгу, р. Моше стремился к тому, чтобы она смогла заменить Талмуд в период, когда сам Талмуд недоступен и его изучение запрещено.

Кодекс Смаг включает в себя шестьсот тринадцать заповедей Торы, разделенных на два основных раздела: предписывающие заповеди — «Делай» и запретительные — «Не делай». При отборе и организации материала, а также и в интерпретации заповедей, р. Моше опирался, в основном, на Сефер Амицвот (Книгу заповедей) Рамбама (см.) и Сефер Аереим (Книгу трепещущих) р. Элиэзера из Меца (см.).

По завершении работы, специально изготовленные копии книги были посланы и евреям Испании, чтобы они могли руководствоваться ею в своей повседневной жизни.

Во всех общинах диаспоры книга была принята в качестве одного из фундаментальных алахических кодексов.

В последующих поколениях эта книга многократно переиздавалась и комментировалась — среди наиболее выдающихся ее комментаторов были р. Элияу Мизрахи (см.) и Мааршаль (см.).

Младший современник р. Моше, р. Ицхак из Корбеля (см.), написал сокращенный вариант этой книги, получивший название Сефер мицвот катан (Малая книга заповедей).

печатается с разрешения издательства «Швут Ами»