Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Деньги, отделяемые на милостыню, не следует тратить на выполнение заповедей, как, например, на покупку свечей для синагоги или других вещей, нужных для выполнения заповедей; эти деньги следует только отдавать бедным.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Раби Яаков-Ицхак бар Ашер из Пшисхи

Дата рождения: прибл. 1766 г. (5526) Дата смерти: 13 октября 1813 г. (19 тишрея 5574)
Период жизни: Ахроним

Раби Яаков-Ицхак бар Ашер из Пшисхи (Аид Акадош; 5526—5574/1766—1813/ гг.) — хасидский наставник.

Родился в польском городе Пшедбуж. Его отец был главой раввинского суда и магидом (общественным проповедником) в этом городе.

После женитьбы поселился в Апте, целиком погрузившись в изучение Торы.

Просыпаясь в полночь, он окунался в микву и занимался до рассвета, — и никто из окружающих об этом не знал.

Под влиянием р. Моше-Лейба из Сасова (см.), который в этот период также жил в Апте, р. Яаков-Ицхак присоединился к хасидскому движению. В течение нескольких лет он был меламедом в ряде местечек, а затем по совету р. Давида из Лелова (см.) стал посещать «двор» выдающегося хасидского наставника р. Яакова-Ицхака Гурвица (Хозе из Люблина; см.).

Вошел в число ближайших учеников Хозе, который видел в нем своего духовного преемника и продолжателя.

Поскольку его имя целиком совпадало с именем наставника, из уважения к Хозе в кругу учеников его не называли по имени, а просто на идиш Аид (Этот еврей) — под этим прозвищем он впоследствии и прославился.

По завершении поры ученичества он поселился в г. Пшисха.

В 5555 /1795/ году, после третьего раздела Польши, этот город отошел во владение Австро-Венгрии, а затем, по итогам Венского конгресса, был включен в состав Царства Польского, оккупированного Россией.

Благодаря деятельности Аида, вокруг которого объединились тысячи хасидов, этот город стал одним из самых значительных центров хасидиского движения.

Восхищаясь исключительным благочестием и духовной чистотой своего наставника, хасиды стали называть его Аид Акадош (Святой еврей).

В своей наставнической деятельности Аид Акадош особенно подчеркивал необходимость глубоко изучения Торы. Его исследования и размышления содержатся в его книгах Нифлаот айеуди (Чудеса еврея), Тиферет айеуди (Великолепие еврея), Торат айеуди (Тора еврея) и Кетер айеуди (Корона еврея).

Его ближайшими учениками были р. Симха-Буним из Пшисхи (см.), р. Моше из Лелова (см.) и р. Менахем-Мендл из Коцка (Коцкер Ребе; см.), ставшие духовными лидерами следующего хасидского поколения.

Р. Яаков-Ицхак из Пшисхи, Аид Акадош, умер девятнадцатого тишрея 5574 /1813/ года.

Руководство его хасидами перешло к р. Симхе-Буниму из Пшисхи. Впоследствии из основанной в Пшисхе школы развились такие важные и плодотворные хасидские направления, как Коцк и Гур.

с разрешения издательства Швут Ами