Грудное вскармливание — это наилучший способ кормления детей в первые месяцы их жизни, ведь его дал женщине сам Творец, позаботившись о том, чтобы в молоке было все необходимое для ребенка. Отлучение от груди — процесс, требующий терпения. Кормящая мать обязана поститься 9 ава и в Йом Киппур. В шаббат нельзя сцеживать молоко для ребенка. Кормить малыша грудью в общественных местах следует, соблюдая законы скромности.
Оглавление
Чудо грудного вскармливания [↑]
Рабейну Бахае бен Йосеф ибн Пакуда в пятом разделе своего знаменитого труда «Ховот а-Левавот» говорит о том, как проявляется милость Творца к Его творениям — во всем: начиная с момента зарождения новой жизни и далее. Рабейну Бахае пишет, что когда новорожденный входит в наш мир, все чувства его очень слабы, кроме осязания и вкуса. «И Творец приготовил ему пищу в груди его матери — кровь, которая несла ему питание, пока он был в ее животе, перерабатывается теперь в молоко в ее груди, сладкое и вкусное, истекающее из источника, открываемого в нужный час».
Рабейну Бахае отмечает, что и количество молока в груди матери, и интенсивность его выделения рассчитаны Творцом идеально: «Его не настолько много, чтобы это было в тягость матери, и чтобы оно истекало само, а не только во время сосания, и не так мало, чтобы ребенку было тяжело сосать. И еще явил милость Творец тем, что сделал отверстия в груди тончайшими, как игла, чтобы молоко не вытекало само, и чтобы ребенок не захлебывался, но не слишком тонкими, чтобы не утруждать ребенка при сосании сверх меры».
И действительно, грудное вскармливание — это одно из множества чудесных даров, полученных человеком (и млекопитающими животными): оно избавляет родителей от необходимости заниматься поиском пропитания для новорожденных (как это делают, например, птицы), и освободившееся время посвятить построению эмоциональной связи с малышом.
Молоко праведницы [↑]
Когда жена великого праведника Авраама, девяностолетняя Сара, родила сына, этот факт породил множество разговоров и домыслов: все знали, что она бесплодна, и что ей много лет, и стали строить разные предположения: что ребенка родила Агарь, а вовсе не Сара; что отец ребенка — Авимелех; и что ребенок — вообще подкидыш.
Рассказывает Мидраш (Танхума Ашан — Ваера 38): чтобы опровергнуть ложные обвинения, случилось чудо. Вс-вышний сделал так, что неожиданно груди всех знатных женщин, кормивших своих детей, пересохли. Саре же, напротив, Творец даровал обилие молока. Все женщины принесли ей своих голодных младенцев, и она накормила не только собственного сына, но и всех остальных. Скептикам пришлось поверить в происшедшее с Авраамом и Сарой чудо и признать величие Творца.
У тех женщин, которые принесли своих детей с чистыми побуждениями, желая, чтобы их ребенок попил молока от праведницы, дети выросли Б-гобоязненными, в дальнейшем прошли гиюр и стали евреями. Один из древних источников Псикта Рабати (44-4) утверждает, что то самое молоко Сары не утеряло своего влияния вплоть до последних поколений, и даже наши современники, перешедшие в лоно еврейской религии, являются потомками тех новорожденных, которых выкормила наша праматерь.
Когда в возрасте двух лет Ицхака отлучили от груди, Авраам устроил празднество. Все пришедшие могли убедиться, что Сара была по-прежнему отмечена изобилием молока, и она не потому отлучила сына от груди, что молоко кончалось, а потому, что он вырос. Все приглашенные поверили в чудо омоложения Сары и поняли, что Вс-вышний выполнил обещание, данное Аврааму.
Первая кошерная еда [↑]
Всем известна история чудесного спасения Моше. Мидраш рассказывает, что дочь фараона Батья, спасшая Моше, привела ему кормилиц-египтянок, и от всех Моше отказывался, пока не пригласили его собственную маму — Йохевед. Объясняет Мидраш: «Тем устам, которые в дальнейшем будут разговаривать со Вс-вышним, не подобает касаться нечистого!»
В «Шульхан Арух» сказано, что еврейская женщина, которая вынуждена питаться некошерной едой (в случае угрозы для жизни человека это разрешено) должна найти для своего грудного ребенка другую кормилицу, чтобы то, что она ест, не повлияло пагубно на духовность новорожденного. (Йорэ Дэа 81-7).
В Талмуде (Авода Зара, лист 26) говорится, что нельзя отдавать младенца кормилице-идолопоклоннице, — и здесь дело не только в том, что это плохо для души ребенка, а в опасении за его жизнь и здоровье. Кормилица-язычница может причинить вред еврейскому ребенку, даже если при кормлении всегда будет присутствовать кто-то из членов семьи: например, может намазать грудь ядом, и этого никто не заметит.
При этом еврейке позволяется, если возникает такая необходимость, кормить грудью ребенка из семьи идолопоклонников. Если еврейки-кормилицы будут отказывать идолопоклонницам в помощи, в нееврейской среде возрастет ненависть к евреям.
Лучшая пища для младенца [↑]
Грудное молоко — идеальное питание для ребёнка, созданное Творцом. В материнском молоке содержатся белки и аминокислоты, которых нет больше ни в одном продукте и которые невозможно получить искусственным путем. Их значение для укрепления иммунной системы неоценимо. Статистика свидетельствует, что дети, которых значительное время кормили грудным молоком, меньше подвержены простудным и воспалительным заболеваниям, а также меньше страдают от аллергий различного рода.
Ни один другой продукт не усваивается так быстро, как материнское молоко. Белки, жиры, сахара такого молока расщепляются эффективнее, чем те, что содержатся в готовых смесях. В грудном молоке содержится меньше натрия и белков, что лучше для почек ребёнка. При грудном вскармливании лучше усваивается кальций и повышается сопротивляемость инфекциям, затрагивающим лёгкие, уши, мочевой пузырь. Грудное молоко помогает предупредить заболевание раком, диабетом, болезнью Крона. Также дети меньше страдают запорами, поносами, опрелостями, менее склонны к ожирению, у них лучше развита ротовая полость и здоровее зубы.
Существуют данные, что грудное вскармливание повышает умственные способности и способствует успехам в учёбе. Исследования показали, что дети, которых кормили молоком, благодаря телесной связи с матерью более уверены в себе, в своей семье и в будущем (это проявляется, например, в переходном возрасте). Шансы сохранить хорошие отношения в семье у них выше. Кроме того, молоко содержит ферменты, улучшающие и развивающие мозговую деятельность.
Все сказанное не означает, что дети, которых кормили искусственной смесью, менее успешны. Можно добиться тех же результатов — используя физический контакт: кормить из бутылочки, обнимая, как при грудном кормлении. Режим как грудного кормления, так и кормления смесями следует обсудить с детским врачом.
Малыш отказывается сосать [↑]
Как правило, молодых мам обучают правильному кормлению малышей в больнице или родильном доме. Новорожденный часто не умеет правильно взять грудь, и его просто нужно этому научить.
Бывает, что малыши отказываются от груди. Наиболее распространенные причины — это заложенный носик малыша, слишком короткая уздечка (пленочка под языком), слишком маленькие или впавшие соски у мамы или чрезмерная наполненность груди. Большинство проблем решаются после консультации со специалистом по грудному вскармливанию и детским врачом.
Бывает, что совсем маленький ребенок устает сосать еще до того, как начинает поступать молоко. Тогда маме нужно выдавить немного молока на сосок, чтобы младенец распробовал вкус и захотел постараться еще ради этого.
Если речь идет о малыше чуть постарше, причиной отказа могут быть лекарства или продукты, которые мама начала употреблять и которые придают молоку неприятный (незнакомый) запах или вкус.
Отлучение от груди [↑]
В соответствии с еврейским Законом, естественно кормить до 24 месяцев. После 24 месяцев, если ребёнок продолжает есть без перерыва, то можно продолжать его кормить до четырёх-пяти лет (если ребенок болезненный и ослабленный), — если не было перерыва. Перерывом считается, когда ребёнок не сосал трое суток, — 72 часа. Но даже в случае, если был перерыв — можно давать ему сцеженное грудное молоко.
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) согласна с еврейским взглядом на кормление младенцев. До 6 месяцев рекомендуется кормить ребёнка только грудью, потом до одного года добавляют твёрдую пищу в дневные кормления. В возрасте от года до двух грудное молоко является добавкой к обычной пище, а после двух лет рекомендуется полностью перевести малыша на «взрослую» еду.
Связь с миром у малыша устанавливается через мать и её молоко. Внезапное прерывание кормления ведёт к потере уверенности, чувства безопасности в этом мире — и уверенности в маме в первую очередь. Малыш становится нервным, плаксивым, требует повышенного внимания, может искать замену — начать сосать палец или другие предметы.
У матери при резком прекращении кормления могут возникнуть уплотнения в груди, подняться температура. Гормональные изменения приведут к резким перепадам настроения и нервозности.
Отучать от груди стоит постепенно и, насколько получается, непреклонно. Самое тяжелое, с чем приходится столкнуться маме, — это даже не плач и возмущение малыша, а собственное чувство вины, что она забирает у ребенка что-то необходимое, положенное ему по праву. Поэтому самое важное для мамы — это настроиться самой.
Отмена дневных кормлений обычно проходит легко, потому что малыш занят важными делами и его легко отвлечь чем-то интересным. К отмене же ночных кормлений надо подготовиться заранее.
Нужно дать малышу достаточно плотный ужин (например, овсяную кашу — она медленно переваривается) и уложить его в его собственную кроватку, а не к маме. Если положить под голову или рядом с ребёнком какую-то мамину одежду, хранящую ее запах, и завернутую во что-то мягкое грелку (даже летом), это поможет ребенку не соскучиться по маминому теплу и чувствовать что-то теплое рядом.
Перед сном нужно поставить бутылочку с водой (зимой — термос с чуть теплой водой) рядом с кроватью и ночью предлагать воду вместо молока. Вскоре ребенок сообразит, что ради простой воды ему не стоит просыпаться.
Кормящая мать и посты [↑]
Женщина, которая кормит ребенка, может не поститься 17 Тамуза, в Цом Гедалья, 10 Тевета и в Таанит Эстер. 9 Ава в обычный год кормящие матери постятся. Если 9 Ава выпадает на субботу и пост переносится на следующий день — воскресенье, кормящая мать может в таком году по закону выбрать более легкий путь и не поститься. Пост Йом-Кипур — обязателен для всех, даже для беременных и кормящих, кроме тех, которые родили в течение последних 72 часов. Существует мнение, что этот пост облегчается в первые 30 дней после родов.
Если же ребенок кормящей матери опасно болен и не желает пить ничьего другого молока, кроме ее, и если она будет изнурена постом, то для ребенка это будет опасно — в этом случае ей не следует поститься — пишет «Кицур Шулхан Арух».
К посту в Йом Кипур кормящей матери надо подготовиться. Ей настоятельно рекомендуется в дни до поста пить больше обычного. В сам пост — стараться лежать, сохраняя жидкость в своем теле, и без крайней необходимости — не вставать. Молитвы она может и даже должна читать лежа.
При этом кормящей матери нужно и в Йом Кипур следить за тем, чтобы ребенок получал достаточное для него количество молока. Нельзя допустить, чтобы он недоедал. Необходимо заранее заготовить чистые бутылочки и соски, чтобы они были под рукой. И если после очередного кормления у женщины будут излишки молока, она сможет сцедить его в подготовленные бутылочки и поставить грудное молоко в холодильник. Чтобы в том случае, если в одно из следующих кормлений молока ребенку будет не хватать — можно было бы докормить его, подогрев разрешенным способом образовавшийся «запас» до нужной температуры.
Если женщина правильно подготовилась к Йом Кипуру, никаких проблем с соблюдением законов этого дня обычно не возникает. Если же неожиданно происходит какой-то сбой, и она увидит, что молока ребенку явно не хватает — ей надо начать пить воду или другие жидкости, которые ей рекомендовали пить в таких случаях врач и раввин.
В Йом Кипур, если возникает такая необходимость, лучше всего пить примерно по 40 г каждые 5-7 минут. Однако же, если женщина чувствует, что этого недостаточно, она может выпить столько жидкости, сколько необходимо, чтобы можно было полноценно кормить ребенка.
В любом случае, кормящей женщине следует проконсультироваться с опытным раввином перед постом.
Грудное кормление в шабат [↑]
Сцеживание молока в субботу — это совершение работы мефарэк («отделение»), производной от даш («молотьба»), одной из 39 работ, запрещенных в субботу (Шулхан Арух 328:34). Это запрещено потому, что жидкость выделяется из того места, где образовалась, — подобно выжиманию плодов в субботу. Поэтому в субботу запрещено сцеживать молоко в пустую посуду, кроме тех случаев, когда, возможно, существует угроза для жизни матери или ребенка.
Женщине не только разрешается кормить ребенка грудью (поскольку в данном случае это рассматривается как процесс питания), но и выдавить несколько капель молока в рот ребенку для того, чтобы стимулировать его «взять грудь» (Шулхан Арух 328:35). Разрешено надавливать на грудь во время самого кормления для того, чтобы помочь ребенку.
Если избыток молока причиняет женщине неудобство и боль, разрешено в субботу сцедить молоко при условии, что оно сразу станет непригодным к употреблению — в такой ситуации не считается, что произошло выделение жидкости (Шулхан Арух 330:8). На практике это можно сделать, например, налив предварительно в посуду, куда собираются сцеживать, жидкое мыло и т.п. Так же разрешено поступать в случае, когда необходимо «сцеживаться» для того, чтобы стимулировать образование молока (Орхот Шабат4, прим. 63). В обоих случаях разрешено пользоваться ручным приспособлением для сцеживания молока.
По законам скромности [↑]
Согласно законам скромности, женщина должна стараться не кормить ребенка грудью там, где ее могут увидеть посторонние мужчины. Когда приходится кормить ребенка на длительных прогулках, в поездках и т. п., изначально следует искать уединенное место или такое, где бывают только женщины — служебное помещение, закрытый закуток, в крайних случаях может подойти даже туалет.
Если же нет никакой возможности уединиться, надо постараться, чтобы кормление было максимально незаметным для окружающих. Иногда приходится решать, что лучше: прикрыться пеленкой или одеялом, так, что станет ясно — женщина кормит грудью, или не делать этого, чтобы не привлекать лишнего внимания. Конечно, ни в коем случае нельзя допускать, чтобы посторонние видели обычно закрытые части тела женщины.
Статус женского молока [↑]
Сцеженное молоко можно давать и старшим детям, и даже взрослым (у него статус парве). Некоторые по традиции используют грудное молоко для лечения всевозможных воспалений — но к этому, как и к любому средству народной медицины, надо относиться с осторожностью.
Если взрослый человек высасывает молоко из груди, считается, что он ест запрещённое.